QR-код для улья

В Иркутской области начали обязательную маркировку пчел

До 1 сентября 2025 года в Приангарье промаркируют и поставят на учет все пчелосемейства. Это требование федерального закона «О ветеринарии». О том, почему эта процедура обязательна, и какие вопросы по учету возникают у пчеловодов, выяснял корреспондент «Областной».

 

Борьба с фальсификацией меда

У пчеловода Алексея Катрука несколько пасек в Иркутском районе. Июнь в его календаре – месяц горячий. Пчелы активно трудятся, но и у пасечника работы не меньше.

В этот период нужно провести отводки пчелосемей, противороевые мероприятия и расширение пчелосемей корпусами. А также вывозить пчел на кочевые пасеки, – перечисляет Алексей.

За его плечами 13 лет успешного пчеловодства. И 25 ужалений в день, с улыбкой добавляет хозяин. Он перечисляет собственные медоносы – тут и жимолость, и акация, мята, черемуха, полевые цветы и травы.

Сбор меда Алексей производит один раз в конце сезона, вводя новые методы работы с пчелами.

Мы, например, последние три года не используем дымари, действуем без них. Порода пчелы карника позволяет так работать, – поясняет пчеловод.

И еще новшество подоспело. До 1 сентября 2025 года в России нужно промаркировать и поставить на учет всех пчел. К этому нововведению пчеловод относится осторожно:

Считается, что мера направлена в том числе на снижение заболеваний пчел. Но откуда ветеринар будет знать – какие конкретно пчелы сданы на анализ? Если это связано с борьбой против фальсификации меда, то фальсификатом занимаются не пасечники, а перекупщики. Много подделок башкирского меда. Настоящего меда из Башкирии не хватит даже, чтобы обеспечить Москву. Откуда он в Иркутске?

Между тем Алексей Катрук уверен, что меры по поддержке отрасли необходимы:

Нужно более эффективно бороться с фальсификатом. Настоящие пчеловоды порой продать свою продукцию не могут из-за обилия «липового», фальшивого меда. Нет смысла увеличивать численность пчелосемей, нет возможности развиваться. Также надо ограничить ввоз узбекских пчелопакетов. Вместе с «иностранцами» приходят болезни. И потом, генетика «узбеков» такова, что они почти не зимуют из-за климата. Наши же пчелы зимуют по пять месяцев. При скрещивании местных пчел с узбекскими рождаются особи, которые перезимовать не смогут. Так сходят на нет местные породы.

 

Цифровизация пасеки

Законодатели поясняют: маркировка вводится для того, чтобы в интересах потребителей проследить весь путь продуктов животноводства от производителя до прилавка. Как и в случае с крупными животными и птицей, данные о добытчиках меда также вносятся в базу «Хорриот», которую для маркирования и учета животных создал Россельхознадзор.

Пометить чипом каждую пчелу в улье, естественно, невозможно. Федеральный закон требует учитывать пчел группами. То есть QR-кодом должен быть помечен каждый отдельный улей. На пчелиный домик владелец обязан установить хорошо читаемую табличку с указанием присвоенного группе насекомых номера, который появится в спецпрограмме.

Данные включают географическую привязку пасеки, сведения о ветеринарных обработках и перемещениях ульев. Внесение уникальных номеров маркирования в компонент «Хорриот» федеральной государственной информационной системы «ВетИС» будет проводить государственный ветеринарный врач или специалист хозяйствующего субъекта, имеющий доступ в информсистему, – уточнили в ветслужбе региона.

Некоторые пчеловоды считают, что не нужно маркировать все ульи, а достаточно пометить QR-кодом всю пчельню.

Цифровизация пасеки – дело хорошее, сейчас вся наша жизнь в цифре. Но пасека – это подвижный организм, постоянно происходят перелеты пчел, миграция насекомых между семьями, рои порой произвольно объединяются. Об этих передвижениях пчеловод может и не узнать. Если пчелосемьи перепутаются, будет ли информация о них считаться достоверной? Может, логичнее маркировать семьи одной пасеки, а не отдельно каждый улей? – задается вопросами потомственный пчеловод из Черемховского района Сергей Кузнецов.

При этом он надеется на пользу маркировки в случае болезни пчелы: учет поможет выявить – откуда пришло заболевание.

 

Штрафы за отсутствие маркировки

На моей пасеке ульи уже пронумерованы, везде бирочки, мне так удобнее работать, – рассказывает специалист из Братского района Дмитрий Сибилев. – Зарегистрированные пасеки имеют ветеринарные паспорта, кроме того, работает автоматизированная информационная система «Меркурий», которая предназначена для электронной сертификации в области ветеринарии. Я как хозяин заинтересован в ветеринарном благополучии своей пасеки, качестве меда. Поэтому своевременно провожу профилактику заболеваний пчел, например, варратоза.

Дмитрий Сибилев занимается пчеловодством несколько лет:

У настоящего пчеловода мед уходит очень быстро, потому что есть своя клиентура, наработанный рынок. Но посмотрите, на дороге от Куйтуна до Братска мед продается даже в апреле. О его качестве говорить не приходится. И за качество меда нужно бороться всеми способами. Возможно, QR-код будет полезен для хозяйств, занимающихся добычей меда в промышленных масштабах. Однако они и так внесены в систему «Меркурий», заявляют количество ульев, иначе не смогут продавать мед в оптовых масштабах. Поэтому к нововведению у меня много вопросов, жду дополнения и разъяснения от законодателей.

Требования об обязательной маркировке медоносных насекомых касаются всех – сельхозпредприятий, фермеров, частников. За отсутствие маркировки в установленные сроки владельцам пасек может быть выписан штраф. Для физических лиц – до 5 тысяч, юридическим лицам – 20 тысяч рублей. Последним может грозить и приостановление деятельности пасеки до 60 суток.

 

Комментарий

Иван ЛОБЫЦИН, заместитель руководителя службы ветеринарии Иркутской области:

Поправки в нормативном документе, регулирующем деятельность пчеловодства, направлены на укрепление правовой базы отрасли, улучшение условия содержания пчел, обеспечение устойчивости пчелосемейств, повышение качества пчелопродукции, защиту животных от различных угроз, а также содействие развитию конкурентоспособности пчеловодства в стране. Кроме того, они способствуют защите окружающей среды и сохранению биоразнообразия.

 

По данным службы ветеринарии Иркутской области, в регионе содержится более 9,6 тыс. пчелосемейств. Из них в систему «Хорриот» занесено более 2 тыс.

Областная газета № 75 (2865) от 9 июля 2025