Изюбрей больше, северных оленей – меньше
«Летопись природы» подготовили специалисты «Заповедного Прибайкалья»
Что происходит с популяциями животных и растений в Прибайкальском нацпарке и Байкало-Ленском заповеднике? Как на среду их обитания влияют естественные и антропогенные факторы? Об этом мы поговорили с ведущим научным сотрудником «Заповедного Прибайкалья», кандидатом биологических наук Лидией Эповой. Беседа приурочена к изданию «Летописи природы», где представлены не только данные о состоянии флоры и фауны за последний год, но и многолетний анализ динамики экосистем.
О природе – на 800 страницах
– Лидия Алексеевна, что из себя представляет «Летопись природы»?
– Это ежегодный научный отчет заповедников и национальных парков, в котором фиксируется все, что происходит в природе: изменения климата, состояние растений, поведение животных, появление редких видов и многое другое. Главная ценность таких наблюдений в том, что заповедники – это территории, не подверженные хозяйственной деятельности человека. Здесь природа живет по своим законам, без вмешательства извне. Поэтому данные из «Летописи природы» помогают понять, как развивается экосистема при минимальном влиянии человека.
В нацпарках, в отличие от заповедников, присутствует антропогенный фактор, но он контролируется и по мере возможности сдерживается. При этом летопись позволяет проследить, как регулируемая рекреационная нагрузка влияет на экосистемы.
В этом году наша «Летопись природы» представляет собой более чем 800-страничный труд. Над ним работали многие специалисты: териологи, орнитологи, ботаники. Лично я занимаюсь герпетологией.
Монгольские жабы квакали в Хужире
– Раз так, давайте поговорим об основном объекте вашего научного интереса. Как в Приольхонье и на самом острове Ольхон чувствуют себя монгольские жабы? Состояние этого вида, краснокнижного для нашего региона, раньше вызывало серьезные опасения у ученых.
– Популяции монгольской жабы острова Ольхон и Приольхонья – уникальные, реликтовые, обособленные в период плейстоценовых оледенений. Этот вид широко распространен в восточной Азии (населяет Корею, Монголию, Маньчжурию, Северный и Центральный Китай), у нас же популяции много веков изолированно обитают на северной границе ареала в некомфортных для нее условиях – холодный климат, ограниченное количество подходящих для размножения водоемов.
Есть моменты, когда земноводное страдает и от влияния человека. Мы находили жаб, запутавшихся в сетях или раздавленных машинами. Это ночной вид животных, в темное время суток жабы ищут пропитание – в том числе жуков, которые собираются на дорогах. А туристы нередко ездят по степи круглосуточно и вне установленных маршрутов. На озере Нурское на Ольхоне случается, что приходящий на водопой скот вытаптывает головастиков на неглубоких прогреваемых участках у берега. Тем не менее островная популяция жабы сохраняется. Даже на территории поселка Хужир можно услышать характерное кваканье самцов монгольской жабы во время нереста в местном озере.
В целом популяция монгольской жабы в Прибайкальском нацпарке благополучна. Например, на Тажеранских озерах в 2021 году на один километр учетного маршрута насчитывалось всего 3 особи, в последние годы – уже 5–6. Для этого вида главное условие – сохранение естественных водоемов и минимизация их загрязнения. Важно, что монгольская жаба – хороший биоиндикатор состояния степных и прибрежных экосистем.
– Раньше были сообщения, что на том же Ольхоне туристы нередко пугались безобидного узорчатого полоза и убивали его. Ситуация как-то меняется здесь?
– Да. Информирование дает свои плоды. Узорчатый полоз – неядовитая змея, при этом она еще и старается избегать людей, специально ни к кому не заползет. Мы ставим информационные стенды, и просвещение начало работать. Люди стали меньше бояться, если и случаются встречи, они делают фото узорчатых полозов, которые очень красивы. Но при этом довольно редки. Эти змеи занесены в Красную книгу Иркутской области.
На Ольхоне благоденствуют изюбри
– Как природоохранные мероприятия сказываются на копытных?
– В заповедниках полностью запрещена охота, природоохранный режим нацпарков любительскую охоту допускает, но в Прибайкальском национальном парке она не ведется уже 10 лет. Полное прекращение охоты и усиление охраны оказало очень заметное влияние на популяции диких копытных, в частности, увеличилась численность изюбря и косули. Даже на острове Ольхон, где когда-то копытные были полностью истреблены, изюбрь сейчас стал одним из обычных и часто встречаемых видов. Также благополучен изюбрь и на территории Байкало-Ленского заповедника. При создании заповедника на проектируемой территории в зимний период насчитывалось всего 70 особей. Причин такой малой численности было несколько: от браконьерства и хищничества волков до низкого уровня воспроизводства. Сейчас в зимний период на заповедном побережье Байкала мы насчитываем в среднем 200 оленей.
А вот ситуация с диким северным оленем, наоборот, тревожная. Численность этого вида в заповеднике существенно снизилась в результате подрыва кормовой базы из-за обширных лесных пожаров 2015–2016 гг. Наш научный отдел планирует дополнительные работы по мониторингу северного оленя с целью уточнения современной численности, мест обитания и разработки мер по сохранению вида.
Анализируя состояние популяций животных в последнее десятилетие, мы не могли обойти и тему заметных метеорологических и климатических явлений – засух, «сдвига» сезонов. Последние, вкупе с другими факторами, наиболее значимы для мелких зверей (грызунов, насекомоядных и т.д.).
Изменения климата влияют на горную растительность
– Как сказываются климатические факторы?
– Теплые осени и снежные зимы способствуют росту популяций, обеспечивая пищу и укрытие, сохраняя благоприятные условия выживания. Весенние заморозки сокращают обилие перезимовавших особей, сдвигают начало размножения и укорачивают в целом генеративный период. Засушливые летние месяцы ухудшают кормовые условия.
В то же время в ходе исследования установлено, что численность большинства видов млекопитающих стабильна или имеет характерную видовую цикличность. Это относится, в частности, к зайцу-беляку, соболю. При этом последний из-за стабильно высокой численности повсеместно вытесняет колонка. Очень редким стал светлый хорь, обитающий в остепненных биотопах Ольхонского района вблизи населенных пунктов. Полагаем, что главным его врагом являются безнадзорные собаки.
Но вот если животные могут мигрировать при неблагоприятных условиях на другие территории, то растениям деваться некуда. Плохо переносит потепление растительность на альпийских участках в горах, которой нужна прохлада. На нее постепенно наступают другие – более теплолюбивые растения.
– Коль пошла речь о флоре, скажите, как поживают на Ольхоне растения-эндемики? Помнится, «островок» черепоплодника почтишерстистого даже огораживали заборчиком на Сарайском пляже.
– В этой локации он и остается, на огороженном участке произрастает 231 растение. Это почти восемь особей на квадратный метр. На Семисосенном заливе ботаники насчитали целых 628 особей черепоплодника. Это неплохие показатели.
Если говорить про астрагал ольхонский, то это узколокальный эндемик. У него крайне ограниченный ареал. На нашей учетной площадке на Нюрганской губе учитывается всего пять особей. То есть популяция редчайшего растения там не исчезает, но и пока не увеличивается. А на другом участке – в Улан-Хушинском заливе – на двух учетных площадках в среднем насчитывается 23 особи. Ботаники там знают «в лицо» каждый его цветочек. Но этот хрупкий эндемик мы обязательно сохраним. Как и продолжим другие мероприятия по охране нашей флоры и фауны.
Кстати
Среди редких видов птиц, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Иркутской области, отмечены положительные тенденции у гнездящихся на территории Прибайкальского национального парка огаря и балобана. Численность таких крупных хищных птиц, как беркут и орлан-белохвост, стабильна. Заметно выросла численность малого лебедя на весенней миграции – они активно используют для отдыха озера Тажеранской степи.