Инструменты выхода на международные рынки обсудили на выездном мероприятии Минпромторга России в Иркутске
Сессия, посвященная реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», состоялась во время выездной стажировки Минпромторга России «Федеральная практика» в Иркутске. Об этом 7 июня 2025 года сообщила пресс-служба регионального правительства.
Заместитель министра экономического развития и промышленности региона Марина Петрова рассказала, что Иркутская область продолжает развивать внешнеэкономическую деятельность, несмотря на непростую международную обстановку.
По данным за 2024 год, объем внешнеторгового оборота Иркутской области увеличился на 10% по сравнению с 2023 годом. Экспорт вырос на 8%, а импорт увеличился почти на четверть.
Среди главных торговых партнеров Иркутской области – Китай, Индонезия, Турция, Узбекистан, Казахстан, Монголия, Индия и Киргизия. При этом большинство экспортеров – малые и средние предприятия, которые активно осваивают зарубежные рынки. Они поставляет за рубеж нефть и нефтепродукты, уголь, алюминий, пиломатериалы, фанеру, целлюлозу, крафтовую бумагу, а также продукцию химической, пищевой промышленности и машиностроительного сектора.
– Правительство Иркутской области последовательно поддерживает экспорт и внедряет современные инструменты международной кооперации. С 2023 года у нас действует региональная программа развития экспортной деятельности, и она уже включена Российским экспортным центром в сборник лучших практик регионов, – отметила Марина Петрова.
Заместитель директора Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга России Ольга Коновалова подробно рассказала о национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», который направлен на поддержку российских производителей, развитие международной торговли и углубление экономических связей с дружественными странами.
– Главная цель нацпроекта – увеличить объем поставок российской несырьевой продукции за рубеж и создать условия для вовлечения отечественных предприятий в международные производственные цепочки. Нацпроект помогает экспортерам выходить на новые рынки, обеспечивая их не только консультационной поддержкой, но и мерами поддержки в виде субсидий и льготных кредитов, – сообщила Ольга Коновалова.
В условиях укрепления позиций отечественной промышленности все большее значение приобретает программа Российского экспортного центра «Сделано в России». Ее цель – повысить узнаваемость и доверие к российской продукции за рубежом, увеличить объем несырьевого экспорта и помочь российским компаниям выйти на международные рынки. У программы пять ключевых направлений: уникальность, органическое происхождение, экологичность, качество и надежность.
– Участники программы получают доступ к широкому спектру мер поддержки, в том числе рекламно-информационную помощь, участие в выставках и бизнес-миссиях, – рассказал директор по координации региональных программ АО «Российский экспортный центр» Олег Родионов.
Заместитель директора Центра по внешней торговле Дмитрий Ежов рассказал об инструментах поддержки, направленных на повышение эффективности производственных и сбытовых цепочек. Были представлены сервисы по подбору аналогов, проверке контрагентов, выстраиванию комплексных логистических решений. Он призвал предпринимателей обратить внимание на страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
– Думайте шире. Индия, Иран, Бразилия, Перу, страны Африки – это не просто перспективные рынки, это реальные партнеры, готовые к сотрудничеству, – отметил Дмитрий Ежов.
Например, в Иране уже сейчас производят высококачественную медицинскую технику, которая успешно конкурирует с европейскими аналогами. Это открывает возможности для совместных проектов, обмена технологиями и промышленной кооперации.
Кроме того, для участников внешнеторговой деятельности доступны подготовленные Центром дайджесты по приоритетным странам, был анонсирован ряд мероприятий по линии Центра.