О здоровье детей рассказали в пресс-центре газеты «Областная»

2 июня в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция на тему: «Неделя сохранения здоровья детей». Неделя проходит со 2 по 8 июня.

Программа расширенного неонатального скрининга (РНС), запущенная в России в 2023 году, отвечает тому профилактическому направлению медицины, которое сегодня  приоритетно, – рассказала директор ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», член-корреспондент РАН, д.м.н. Любовь Рычкова. – Межрегиональный медико-генетический центр нашего Научного центра вошел в число десяти центров компетенций программы РНС, созданных по всей стране. Ему доверено проведение расширенного неонатального скрининга в трех регионах: Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае. За время проведения скрининга сложилась слаженная работа с региональными медико-генетическими консультациями территорий. С 1 января 2023 года по май 2025 года скрининг был проведен более 100 тысяч новорожденным трех регионов. Выявлено 47 детей с наследственными и врожденными заболеваниями, включенными в расширенный неонатальный скрининг. Это наследственные болезни обмена веществ, первичные иммунодефициты, спинальная мышечная атрофия. В том числе, 27 диагнозов было подтверждено у новорожденных Иркутской области. Программа расширенного неонатального скрининга с ее направленностью на раннюю диагностику тяжелых наследственных и врожденных заболеваний позволяет избежать у детей с такими заболеваниями тяжелых осложнений, нарушений развития, инвалидизации или даже гибели ребенка.

Любовь Рычкова напомнила, что Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека занимается профилактикой, лечением и реабилитацией детей до 18 лет. Одним из направлений исследований  является профилактика заболеваний в школьном возрасте:

Научный центр участвует в важном проекте – научном медико-педагогическом консорциуме «Современный ребенок: здоровье и развитие».  Соглашение о его создании было подписано ранее между губернатором Иркутской области и президентом Российской академии образования. В него входят образовательные, медицинские, научные учреждения региона. В рамках консорциума в прошлом году начали реализацию междисциплинарного пилотного исследования «Психологическая безопасность и здоровье школьников в цифровой среде». Исследование направлено, с одной стороны, на выявление заболеваний, с другой – на формирование инструментов и системы профилактики, которые будут впоследствии внедрены в образовательных учреждениях.

Репродуктивное здоровье детей, сегодня, действительно не сходит с повестки дня — этим занимаются врачи, психологи, социальные педагоги и школы, потому что это крайне важно. На территории Иркутской области, по данным на 1 января 2025 года, проживает 562 тысячи детей до 18 лет, и всего лишь 44 тысячи из них — это юноши и девушки 15-17 лет. Это невероятно мало. В ближайшие 10 лет именно они будут определять демографическую ситуацию в Иркутской области. Между тем, все заболевания родом из детства.  И нам крайне важно сохранить здоровье подрастающего поколения. В том числе, научить их правильному сексуальному поведению, чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии могут сказаться на репродуктивном здоровье пар, на их способности иметь детей, – отметила к.м.н., заведующая отделением подростковой гинекологии клиники ФГБНУ НЦ ПЗСРЧ, главный внештатный специалист по вопросам детской и подростковой гинекологии министерства здравоохранения Иркутской области Елена Храмова. – На 60% здоровье девочки, девушки, женщины зависит от образа жизни: это правильный режим дня, полноценный ночной сон, правильное, сбалансированное питание, а не соблюдение каких-либо диет, достаточная физическая активность, умение правильно реагировать на стресс, отсутствие вредных привычек, безопасное репродуктивное поведение. За последние несколько лет мы отмечаем увеличение количества девочек  с нарушениями менструального цикла, болезненными менструациями и это является очень тревожным фактором. Нашими ведущими учеными доказано, что у женщин, имеющих в анамнезе нарушения менструального цикла, чаще развивается бесплодие, невынашивание беременности, преждевременные роды. А хроническая тазовая боль у девочки-подростка – тревожный симптом, под маской которого может скрываться эндометриоз – заболевание, которое в 80-90% приводит к бесплодию. Все это диктует необходимость раннего выявления этих состояний, проведения диспансеризации несовершеннолетних с репродуктивными нарушениями, которое позволит сохранить фертильность (способность к зачатию) нашей молодежи. 

Елена Храмова также особо остановилась на важности профилактических осмотров детей. Было отмечено, что регулярно проводятся тренинги для акушеров-гинекологов. Но важно также подготовить самих несовершеннолетних к этому мероприятию, поскольку на самом деле это не страшно – никаких болезненных манипуляций не проводится.

Хочется обратить внимание родителей, законных представителей несовершеннолетних на важность проведения профилактических осмотров, не нужно отказываться от данного вида обследования¸ ведь цель этого мероприятия заключается в раннем выявлении, профилактике, лечении репродуктивных нарушений. Важно именно в семье формировать у ребенка привычку бережного отношения к здоровью, правильному сбалансированному питанию, физической активности, профилактике вредных привычек, правильному отношению к стрессу, безопасному репродуктивному поведению. Все это позволит избежать множества проблем, которые впоследствии повлияют на репродуктивное здоровье наших детей, – подчеркнула Елена Храмова.

Сегодня среди причин смертности детей от одного года до 17 лет внешние причины смерти занимают первое место. То есть дети у нас в основном гибнут не от болезней, а от внешних причин! Таких как утопление, суицид, ДТП, пожары, отравления, убийства, – подчеркнула д.м.н., профессор, заведующий кафедрой педиатрии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования Людмила Брегель. – Среди причин смерти даже детей до одного года внешние причины – на третьем месте, после причин с аномальным течением беременности и врожденных пороков развития. И на 90% это так называемая механическая асфиксия, удушение ребенка во сне, когда его кладут покормить. Мама засыпает, а утром просыпается и ребенок мертв. К сожалению, в Иркутской области у нас эта причина не уходит. И медики с трудом находят понимание с родителями в этом аспекте. Проблемы, которые определяют формирование внешних причин, даже когда мы говорим о смерти в дорожно-транспортном происшествии, в нарушении ответственности взрослых, вслед за этим – нарушение ответственности детей. В корне причин – нарушение детско-родительских взаимоотношений. Мы, врачи, начинаем бороться с последствиями этого в виде наркоманий, токсикоманий, курения, пристрастия к алкоголю, девиантного поведения, когда можно было бы поговорить о причинах, для того чтобы этих последствий не было.

Каждый второй ребенок в нашем регионе погибает не от болезни, а от внешних причин. И, с одной стороны, мы с вами можем подумать: ну как мы можем повлиять на эти внешние причины – ДТП, утопления, пожар, – добавила к.м.н., врач-психолог Наталья Николаева. – Между тем, все в нашей жизни закономерно, существуют причинно- следственные связи, как заболеваемости, так и смертности, в том числе от внешних причин. Итак, остановимся на трех основных группах причин, повышающих риск смерти ребенка от внешних причин. Первая – это группа факторов, связанных с самими родителями. По данным ВОЗ, здоровье человека определяется на 30% генетикой, на 60% образом жизни (в том числе и воспитанием), на 10% – медицинской помощью. Что наглядно определяет долю ответственности родителя за здоровье и жизнь ребенка. Прежде всего, родителям следует обратить внимание на себя, свое мировоззрение, чтобы предотвратить трагическое событие. Какими ценностями руководствуются они? Какие прививают ценности ребенку? Любовь, здоровье, добро или деньги, власть и слава? Сегодня зачастую мировоззрение родителя – это позиция эгоиста (эгоистическое мировоззрение), который считает, что все должно быть так, как ему хочется, его интересы превыше всего. Превозношение собственного мнения над мнением экспертов («я лучше, чем врач знаю, что нужно ребенку»), это первый фактор, второй фактор – это эгоцентризм, то есть неспособность понять точку зрения другого человека, даже собственного ребенка. Врачам сегодня действительно очень сложно достучаться до родителей, что нужны прививки, осмотры. Низкая коммуникативная толерантность, высокая раздражительность по любому поводу, низкая эмпатия, неспособность почувствовать своего ребенка – еще один фактор. И все они могут привести к трагедии. При этом, с социально-экономической точки зрения семья часто благополучна.

Вторая группа факторов – это факторы общения ребенка и родителей. Здесь самым страшным является – эмоциональное напряжение, которое возникает между родителями и детьми. Важно помнить, что одной из причин суицидов у детей в возрасте является нарушенное общение с родителями. Опасна незрелая родительская любовь, когда родитель любит ребенка, при условии хорошего поведения ребенка. До 10-12 лет ребенок находится в периоде наивной субмессивности, когда родитель для него авторитет и он послушен для родителя. Именно в это время родителям важно успеть привить ребенку ценности, сформировать определенные личностные качества. Ситуация меняется в подростковом возрасте. Ребенок выходит из периода наивной субмессивности, начинает конфликтовать. Родитель-эгоцентрик не может выстроить с ним здоровых отношений. Эмоциональное напряжение в общении родителей с детьми повышает риск суицидальных попыток подростка демонстративного характера (крик о помощи), а так же риск возникновения или обострения психосоматических болезней у ребенка. Стоит обратить внимание и на стиль воспитания. Нередко воспитание у родителей сводится к тому, чтобы накормить, одеть, отвести в секцию и т.д. И, если физическое воспитание, интеллектуальное еще прослеживаются в семьях, то нравственное воспитание ребенка часто не проводится. Родитель не задумывается, какие ценности он формирует у ребенка, какое мировоззрение. Так, например, при беседе с девушками – студентками нередко можно слышать об отказе от рождения ребенка по причине того, что есть страх испортить фигуру, потерять привлекательность. Это яркий пример преобладания ценностей карьеры, успеха, славы над ценностями любви, семьи. Третий момент воспитания, который повышает риск смерти ребенка от внешних причин, – атмосфера вседозволенности, отсутствия дисциплины, воздержания, ограничения. К сожалению, сегодня психологическую травму стали гипердиагностировать. Если ребенка попросить помыть кастрюлю, это часто воспринимается как давление. При таком воспитании формируется новое поколение: «Я хочу». Свобода воспринимается как вседозволенность, потакание желаниям, а не ответственность за действия. В результате мы видим детей эгоистов, эгоцентриков с лабильной эмоциональной системой,  очень неустойчивых при малейших трудностях. Так, например, в 5 лет ребенок бросается с ножом на мать только потому, что она не делает так, как ему хочется. И это еще мы не рассматриваем психические расстройства. Здесь нужно мнение психиатров.

В основе любой агрессии ребенка, подростка всегда лежит страх. Нужно разбираться в причинах страха. В формировании страхов, тревог, агрессивных реакций детей существенная роль отводится родителям. Поведение взрослой личности регулируется эмоциями, разумом на основе личных ценностей.  За развитие эмоциональной сферы ребенка (эмоциональной регуляции своего поведения), которая формируется в первые три года жизни ребенка, ответственна в большей степени мать. Отец несет ответственность за формирование нравственного стержня личности ребенка (что есть хорошо, что плохо). Ярким примером неправильного воспитания и отклонений в развитии ребенка является детская истерика, когда ребенок падает на пол, сучит руками и ногами, требуя своего. Родителям важно помнить, что при постоянном потакании детям в таком состоянии, детская истерика может перерасти в подростковом возрасте в демонстративную попытку суицида! 80% всех суицидальных попыток носят именно демонстративный характер, цель которых привлечь внимание и добиться своего, как и при детской истерике. Подросток в силу несформированных механизмов регуляции поведения не может в трудной ситуации справиться с сильным эмоциональным напряжением и прибегает к самоповреждению (аутоагрессии). Конечно, важна и роль внешней среды (обстановка в обществе, преобладающие социальные ценности), но они вторичны по отношению к роли семьи в формировании агрессии у ребенка. Естественно, усиливает агрессию у подростка прием алкоголя, энергетических напитков.