Семейное дело – Родину защищать

Иркутянин Сергей Дочиа в качестве заместителя командира взвода на СВО участвовал в битве за Артемовск (Бахмут), стратегически важный город в ДНР. Во время Великой Отечественной войны его бабушка Фаина Даниловна работала в военном госпитале, выхаживая раненых советских бойцов. А сегодня сын Сергея – Егор, выпускник Московского высшего командного военного училища, готовится защищать Родину.

 

Путь на СВО

Сергей родился в городе Закаменске Республики Бурятия. В 1996 году был призван в армию. Службу проходил в Дальневосточном военном округе, в спецназе. После армии переехал в Иркутск. Работал в сфере строительства, женился. В семье подрастали трое сыновей, когда произошла трагедия – не стало жены Сергея.

В 2022 году у многодетного отца на СВО погибли двое лучших друзей. Сергей тоже решил идти воевать. Контракт заключил с частной военной кампанией «Вагнер». Троих сыновей оставил на попечении сестры Анны, наказал им расти настоящими мужчинами и уехал к месту службы.

 

Будни штурмового взвода

Так строитель Дочиа стал штурмовиком. После двух месяцев службы его назначили на должность заместителя командира взвода.

Взвод участвовал в освобождении Соледара в ДНР. Местом боевых действий во время штурма стали заброшенные соляные шахты. Даже переброска наемников не помогла противнику удержать город.

Соледар мы освободили быстро, в течение трех недель, – продолжает Сергей. – Противник не ожидал, что мы туда ринемся. Затем на пункте временной дислокации отдохнули пару дней, и началась подготовка к штурму газовой станции поселка Спорного Бахмутского района.

Украинские войска превратили станцию переработки газа в крепость. Штурм продолжался 14 дней круглосуточно. И уже после взятия объекта взвод Дочиа выдвинулся на бахмутское направление.

 

Маленький Сталинград

Штурм Бахмута в ДНР стал одним из самых кровавых сражений за все время СВО. И навсегда останется в истории свидетельством славы русского оружия и доблести российских штурмовиков.

С 27 января 2023 года Сергей со своим взводом находился непосредственно на передовой, командуя штурмовыми операциями. Прежде чем подойти к Бахмуту, бойцам предстояло взять еще несколько опорников, залитых бетоном и закопанных в землю. Украинские власти называли Бахмут «неприступной цитаделью», утверждая, что взять его невозможно.

Это была череда тяжелых боев, три месяца шел плотный штурм. Самое большое количество воды, которое мы видели на всех, – полуторалитровая бутылка воды. Спать не приходилось. В одном из боев в пять утра на нас выкатились 25 единиц бронетехники и пехота. Бой шел сутки, – рассказывает Сергей.

В боях за Бахмут, как в топке, были перемолоты элитные части ВСУ. Это был ад, который солдаты называли «маленьким Сталинградом».

Три сестры Сергея считали его погибшим – на связь он не выходил несколько месяцев – не было возможности. На фронте получил два ранения – пулевое и осколочное и несколько наград, среди которых медаль «За отвагу».

Я понял, что живой, только тогда, когда пересек границу Ростовской области. Живой вернулся, может, я богом поцелованный, – улыбается собеседник.

 

Новый контракт

Вернувшись в Иркутск, он вновь занялся строительством. Вместе с компаньоном строит промышленные объекты, жилье. Еще Сергей состоит в Русской общине Иркутска, где занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи.

В июне Дочиа вновь заключает контракт с министерством обороны. И дело вовсе не в деньгах, он и сейчас неплохо зарабатывает.

Продолжу воевать, потому что наше дело правое, и Родина в опасности. На своем личном боевом опыте хочу показать молодым бойцам, как работать против дронов, артиллерии, минометов. Чтобы молодые, необстрелянные, понапрасну не гибли. В прошлом году в качестве инструктора уже готовил ребят, которые уходили в зону СВО, порядка 300 человек было на полигоне. А еще решение вернуться в строй – это глубоко личное. У меня погибло много боевых товарищей и два замечательных командира, – поясняет Сергей. – Первый командир Феникс, когда погиб почти весь взвод, с восьмерыми бойцами пошли на штурм. Феникс получил пулю в позвоночник, второму товарищу прострелили ноги. Чтобы не попасть в плен, они прислонились голова к голове и одной гранатой взорвали себя и врагов. Второй командир Борланд воевал на Донбассе с 2014 года. Раненый, он двое суток, истекая кровью, командовал штурмом. При эвакуации у него остановилось сердце.

Старший сын Сергея – Егор учится на офицера в Московском высшем военном командном училище. В этом году у него выпуск. Отец с сыном договорился – если с ним что-то случится, Егор в ответе за младших братьев.

 

Кавказские корни

Абхазская фамилия Дочия у парня из Бурятии от бабушки Фаины Даниловны, в девичестве Долговой. В 1943 году юная Фая пошла работать санитаркой в госпиталь города Гагры. В эвакогоспиталях, работающих на территории Абхазии, были спасены жизни тысяч участников обороны Кавказа и других сражений Великой Отечественной войны. Фаина стирала белье, мыла полы, участвовала в эвакуации тяжелораненых, выхаживала бойцов. И тем самым внесла вклад в общую Победу! Когда окончилась война, девушке было 16 лет. В красавицу санитарку влюбился молодой абхаз Казбек Дочиа и, следуя кавказским обычаям, похитил невесту.

Молодые прожили в Абхазии 10 лет, затем перебрались в Бурятию, в город Закаменск, где строился крупный металлургический завод. На нем бабушка и проработала всю жизнь.

В Абхазии и по сей день живут родственники семьи. Дядя Сергея, брат отца Торат, участвовал в грузино-абхазской войне 1992–1993 годов. Защищал родную землю, командовал Восточным фронтом, за что из рук президента Республики Абхазии Владислава Ардзинбы получил орден Леона, аналог нашего Героя России.

Воевать за свою страну у Дочиа – дело семейное.

Областная газета № 55 (2845) от 21 мая 2025