Современный дон Жуан

В Иркутском ТЮЗе поставили спектакль о коварном соблазнителе

Мрачная атмосфера порока окружает главного героя нового спектакля «Дон Жуан сейчас» на сцене Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова. Его поставил режиссер, преподаватель сценического движения и фехтования Иркутского театрального училища им. В. Венгера Денис Луценко. В основе инсценировки сразу два произведения – Жана Батиста Мольера и Александра Пушкина.

Мы перенесли классический сюжет в современные реалии, дополнив его актуальными темами любви, свободы и выбора, которые волнуют нас сегодня, – отметил режиссер.

Постоянными спутниками вечного любовника становятся фигуры в черном и зловещих масках – то ли личные демоны дон Жуана, то ли души убитых им мужчин. Мрачные готические декорации Юлии Панфиловой с крупной каменной кладкой, металлическими решетками и пыльной паутиной на них навевают впечатления о монастыре или склепе. Серо-черный монохром постановки нарушают только белые и красные костюмы героев.

Однако дон Жуан (Александр Стерелюгин) ведет развеселую жизнь. Главная его страсть – женщины, ради них он готов на обман и даже убийство. В первой же сцене он соблазняет сразу двух крестьянок – Матюрину (Мария Леончук, Любовь Черная) и Шарлотту (Анна Терехова, Маргарита Тубарова). Причем одна из них – невеста спасшего его крестьянина. После любовных сцен, в которых фигуры в черном тоже принимают участие, иногда закрывая от зрителей происходящее, а порой подталкивая их к определенным действиям, бывшие подружки дерутся не на жизнь, а на смерть. А дон Жуан, позабыв о них, отправляется в Мадрид, по пути спасая от бандитов дона Алонсо (Илья Ветров) – брата покинутой им супруги донны Анны (Наталья Маламуд, Людмила Ревтович). По пути он заходит в монастырь и на могиле убитого им Командора видит его вдову донну Анну (Анастасия Чемоданова), которую тоже собирается соблазнить. Прибыв в Мадрид, он идет к своей бывшей возлюбленной Лауре (Александра Бринько). Застав у нее второго брата донны Анны – дон Карлоса (Андрей Гончаров), убивает его. В постановке много эффектных боев на шпагах и пластических номеров.

Слуга дон Жуана Сганарель (Филипп Черный) пытается уговорами наставить безбожника и развратника на путь истинный, но главный герой даже слушать не хочет об этом. Неслучайно образ дон Жуана в мировой литературе – это хрестоматийный символ конфликта общественной морали и личных желаний. Его попытка соблазнить вдову становится последней каплей, и героя настигает кара – его убивает статуя Командора. В спектакле пришествие каменного гостя решено в виде появления на сцене огромных рук и маски в глубине сцены.

Областная газета № 48 (2838) от 30 апреля 2025