Добротворцы из Голумети

Сельские волонтеры построили мост, помогают СВО и восстанавливают храм

Однажды три жительницы села Голуметь Черемховского района пришли в заброшенный сельский храм, где встретили женщину в длинном одеянии, которая… парила над землей. В ужасе подруги сбежали, но потом стали писать письма в Иркутскую епархию с просьбами восстановить Свято-Никольский храм. Сейчас он обретает новую жизнь. Преображается и все вокруг.

 

Сети, что спасают жизнь

Историю о трех подругах, которые, к слову, уважаемые в Голумети женщины, нам поведала супруга настоятеля Свято-Никольского храма отца Дмитрия Анна, с которой мы познакомились в местном ДК.

Накануне там собрались участники волонтерского движения «Добротворцы». В фойе они плели защитные сети для отправки в зону проведения СВО. Женщины тихонько напевали песни, среди мастериц были и родственники военнослужащих.

Нужна ребятам помощь, не по слухам знаю. Созваниваемся с ребенком. У меня, конечно, сразу слезы наворачиваются. Хочется помочь ему и другим. Государство сейчас помогает волонтерам, а они – нам. Это одна связь, одна помощь. Такой круговорот добра. Помогать надо, победа, как и раньше, куется в тылу. Мы должны все объединиться, тогда и дождемся победы, а наши дети вернутся живыми и здоровыми, – говорит мама бойца Светлана Ильинична.

В «Добротворцах» участвуют люди от мала до велика. За два года голуметцы отправили военным более 20 маскировочных сетей. И это далеко не вся помощь для СВО. Даже небогатые селяне приносят продукты и медикаменты для воинов из иркутского госпиталя, перечисляют деньги, хотя и сами порой нуждаются в гуманитарной помощи. Технологию плетения сетей сначала освоили сотрудники администрации поселения. Изучив инструкцию в интернете, сделали станок и потом передали в Дом культуры.

 

Мост построили всем миром

Добровольчество для местных чиновников – дело привычное.

В январе этого года, когда мы строили мост, работники администрации здесь находились постоянно. Где-то помочь, поднести что-то, Валерий Майоров принял самое активное участие в строительстве, – глава Голуметского муниципального образования Лариса Головкова знакомит нас с одним из участников народной стройки.

По мосту через речку Голуметку проходит единственная дорога к погосту. Мост постепенно обветшал, стал аварийным. Отремонтировать его за счет бюджета не получалось, объект не состоял в реестре муниципальной собственности. Тогда возникла идея привести мост в порядок всем миром.

Мы обратились к предпринимателям: один выделил материал, другой – технику, третий помогал продуктами. Постепенно подключилась общественность. Люди понесли пирожки для работников. Отец Дмитрий пригонял ЗИЛ-157 с отапливаемой будкой, чтобы можно было погреться, – продолжает Лариса Головкова.

Сначала рассчитывали справиться с мостом за три дня. Но когда приступили к работе, выяснилось, что потребуется больше времени и материалов.

А Голуметка – хоть и маленькая, но характерная речка. Лед долго не вставал, поэтому трудиться пришлось в январские морозы за минус 40. На всякий случай в другом месте, где лед потолще, сделали к погосту объездную дорогу. Но, к счастью, за неделю, пока шли работы, в Голумети никто не умер.

Помогали кто чем мог. Мы убрали старый лафет, новые бревна положили, перила поменяли. А то, что бесплатно работали, так ведь я живу в этой деревне, сам езжу по мосту, понимаю, как он нужен. Самоучка, могу руками работать. Чего такого? – Валерий, облокотившись на новые перила, смотрит в сторону села.

 

Растопить вечную мерзлоту

Сейчас купола вновь венчают храм, но даже он пребывал в разрухе, сверкающие луковицы периодически видели люди откуда-нибудь из тайги, слышали церковное пение или звон колоколов. Таких свидетельств матушка Анна знает немало. Здесь то потемневшая икона сама по себе обретет первоначальные яркие краски, то замироточит святой образ. Жена настоятеля говорит об этом без придыхания, спокойно. В ней чувствуется закалка педагога. Недаром Анна (по паспорту Жанна, но в святцах нет этого французского имени) Белькова была учителем математики:

В 2000 году на тот момент архиепископ Иркутский и Ангарский, владыка Вадим пошел навстречу верующим. В сентябре он рукоположил батюшку в дьяконы и отправил в Голуметь организовывать общину, а затем назначил в настоятели храма с правом его реставрации.

Храм византийского стиля, который строили с 1910 по 1914 год, по сути – небольшой трехпридельный собор сельского типа. До революции Голуметь была крупным населенным пунктом на Монгольском тракте, где жили 48 купцов. При строительстве храма для крепости раствора применяли яичные белки. А еще его поставили на плот из мореной лиственницы, ведь здесь высокий уровень грунтовых вод.

В 1935 году храм закрыли, безуспешно пытались взорвать, в 1942 году на некоторое время открыли снова, но со времен хрущевской оттепели здесь был зерносклад, а потом стойло для скота.

Мы вывезли отсюда 150 машин мусора, загрязненной скотом земли, только помета – 70 тракторных телег. Весь кирпич лежал на земле. Пола не было. Самое страшное, что образовалась линза вечной мерзлоты. Храм разрывало на части, он весь покрылся трещинами. Из четырех колонн две остались целыми, одна полностью разрушилась, четвертая держалась на ниточке. Областная комиссия провела обследование в 2002 году и вынесла вердикт, что храм восстановлению не подлежит, – вспоминает собеседница.

Община не сдавалась. Помогали голуметцы и духовные чада настоятеля со всей страны. Даже вечную мерзлоту с помощью горячего рассола сумели растопить. Храм, словно теряющий лепестки цветок, снова сложился в «бутон».

 

Не сразу все устроилось

На церковном крыльце сидит мужчина и занимается сваркой котла. Олег Рафаилович – мастер по обслуживанию и ремонту Свято-Никольского прихода. Больше 20 лет назад он – талантливый печник – случайно познакомился с отцом Дмитрием в одном из сел Аларского района.

Батюшка попросил печь сложить, а потом предложил остаться в Голумети, чтобы жизнь изменилась. А была она у меня бесцельная – спивался. С Божьей помощью стал учиться всему. Женился, супругу взял с двумя ребятишками, сейчас у нас семеро детей. Потом сюда привез родных, все крестились здесь.

Судьба у мастера похожа на судьбы многих. Более 600 человек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, стали трудниками или просто в разное время получили в приходе помощь.

Когда я приехал сюда, поселок тоже «темный» стоял. Один не пройдешь, только толпой ходили. Боялись. И меня побили однажды, сняли куртку, деньги забрали. Такое время было. А сейчас такого нет. Службы в храме велись, село оживало, – улыбается прихожанин.

Голуметь как маленькое зеркало страны: при СССР был крупный совхоз, кирпичный завод, пищекомбинат и другие предприятия, потом пришла перестройка, наступил распад. О благополучных временах напоминает Полежаевская ГЭС, питавшая окрестные села электричеством с 1954 по 1976 год.

Голуметь – одно из старейших сел Иркутской области, оно считалось зажиточным. Некоторое время являлось райцентром. Здесь выращивали овощи, вели заготовку даров тайги. Видите, в воде бревна. Это остатки «засолки» – сооружений, где люди хранили бочки с соленьями прямо в реке. Она ведь не замерзает даже в сильные морозы, – с главой поселения Ларисой Головковой мы побывали на самой живописной местной достопримечательности – истоке реки Большая Иреть.

Исток формирует множество ручьев, на дне фонтанами бьют ключи и поднимают песок. В прозрачной голубой воде нет водорослей и рыб, но вниз по течению водятся ленки, хариусы и таймени. Воздух пропитан ароматом сосен. Местные жители и их гости всегда любили здесь отдохнуть и набрать полезной воды. Сейчас для них обустроили места для отдыха со скамейками, беседкой, мостиками, местом для пикника, фотозоной в виде оконного наличника и деревянной часовней.

 

Перерождение села

К сожалению, первую беседку, которую мы поставили в 2022 году, похитили и подожгли. Сначала у нас опустились руки, но в 2023 году совместно с ТОС, администрацией, предпринимателями мы снова провели работы по благоустройству. Летом планируем в селе обустроить обелиск, поставить поклонный крест. Я уверена, что только совместными усилиями общественности, бизнеса и власти, только сообща можно добиться результата, – уверена Лариса Головкова.

У истока мы встретили семью голуметцев, которая праздновала день рождения ребенка. Люди признались, что очень довольны обустроенным местом отдыха. Даже не верится, что сначала не все местные жители радовались этим планам – вдруг у истока все захламят. Но этого не произошло.

В случае с сельским собором было также. Семье священника это пришлось проверить на себе. Даже тем фактом, что из храма выгнали скот, некоторые возмущались. Дело доходило до мракобесия.

В селе было много наркоманов, колдовства. Мы сами находили воткнутые иглы, кошек нам подкидывали. Бабки какие-то ритуалы проводили. Раньше в каждом пятом доме колдовали, отвороты-привороты делали. Нам говорили: «Вы че тут приехали, конкуренты?» А мы в ответ: «Мы – официалы», – смеется присоединившийся к беседе с матушкой Анной сын настоятеля, староста прихода Виктор Бельков.

Крепкий молодой мужчина, одновременно суровый и веселый. Глядя не него, понимаешь, что обидеть такого без последствий не получится. А ведь по приезде в Голуметь было не так:

Я до восьми лет держался за мамину юбку. В школе слышал поначалу: «Эй, попович». Всякое было. Но Голуметь меня выковала. В плане людей сейчас – грех жаловаться. У нас в поселке перерождение случилось. Раньше было, что каждый сам за себя, а сейчас мы вместе в работе и в праздники. Предприниматели стали друг другу помогать. Люди объединяются.

В храме продолжается реконструкция. Зимний придел готовят к полноценной работе. Здесь уже есть теплые полы, скоро установят пожарную сигнализацию, систему видеонаблюдения, обустроят просфорную, архив. Внутреннюю и внешнюю отделку прихожане планируют завершить к концу 2025 года, к 325-летию православия в Голумети.

 

Круговорот добра

Здравствуйте, я Саня, ой, Саша, – в ДК с нами здоровается паренек-волонтер. Между прочим, из хулиганов. Глава администрации взяла его на поруки после очередной комиссии. Теперь старшеклассник занимается в спортивной секции, ходит на субботники, а еще льет свечи для СВО. Художественный руководитель Дома культуры Марина Ивановская поясняет суть их работы:

Люди перестали выбрасывать жестяные банки, приносят нам. Мы их моем. Топим воск и заливаем. Делаем из картона фитильки. Застыла свеча – упаковываем, отправляем на фронт. Самые лучшие банки – из-под тушенки, они твердые, не мнутся. Вертикальная банка лучше в качестве свечи, широкая удобнее для разогрева пищи.

Добротворцы из Голумети отправили бойцам более 300 свечей. Воск не только покупают, но и получают в дар от местных пчеловодов.

Мы видели их разноцветные ульи у берега незамерзающей реки, где плескалась рыба, возились бобры, взмахивала широкими крыльями цапля, а у края поля танцевала пара журавлей. Мы вспоминали слова матушки Анны о том, что каждое доброе дело идет к Богу. Пытались осмыслить, как работает круговорот добра в местах, где все ближе – небо, земля, вода, даже чужая радость и боль.

Благодарим главу поселения Ларису Валерьевну Головкову и других жителей села Голуметь за помощь в подготовке материала.