07.02.2024 08:29
Рубрики
Культура
Фото
автора, Анатолия БЫЗОВА, Алексея ТРОФИМОВА, Анны ДИДЕНКО
Фото:
автора, Анатолия БЫЗОВА, Алексея ТРОФИМОВА, Анны ДИДЕНКО
07.02.2024 08:29

Говорим о прекрасном, подразумеваем фотографию

В Иркутске состоялась творческая встреча молодежи с фотохудожниками

Главная героиня встречи Анна Диденко подробно рассказала о своих проектах, особенностях репортажной фотографии, ее направлениях и так далее. Кроме нее профессиональным опытом в этой сфере поделились известные мастера светописи Анатолий Бызов и Алексей Трофимов.

Творческая встреча «Поговорим о фотографии» состоялась в иркутском кинотеатре «Художественный». Анна Диденко встретила гостей в холле, где сейчас размещена ее персональная фотовыставка – серия из 17 фоторабот об архиерейском хоре «Знамение».

Хор «Знамение», как рассказала автор работ, создан по благословлению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима для участия в праздничных богослужениях, днях памяти, посвященных покровителю иркутской земли святителю Иннокентию. Хор уникальный, потому что является единственным мужским хором от Красноярска до Дальнего Востока, который исполняет в академическом стиле духовную и светскую музыку.

– Почему я сделала выставку? Будущее этого хора крайне неопределенное. Не буду вдаваться в подробности, но суть в том, что в любой момент он может распасться, ребята разойдутся, есть много сложностей, – пояснила Анна.

Она отметила, что снимала коллектив отнюдь не на заказ, а по собственному желанию. Артисты быстро привыкли к присутствию фотографа, на камеру внимания не обращали, поэтому кадры получились естественные.

– Я им говорю: вы занимайтесь своим делом, я – своим. Позировать мне не надо, закрываться от меня не надо. Они уже это знают, мы с ними не одну репетицию поснимали. Поэтому на снимках – максимальное доверие, вы можете это почувствовать, и здесь чисто мое видение, – говорит Диденко.

 


Фото Анны Диденко из серии «Сибирская глубинка»

 

После она пригласила зрителей на второй этаж, где рассказала о себе, презентовала собственные фотопроекты, поговорила об особенностях репортажной фотографии, ее направлениях, о том, где можно снимать свободно и где необходимо заранее побеспокоиться о получении разрешения на фотосъемку, уделяя особое внимание этике фотографа…

– Скоро исполнится пять с половиной лет с момента моего переезда в Иркутск из Москвы, – начала Анна Диденко. – Я радуюсь каждому дню, мне очень нравится здесь жить и заниматься своей деятельностью, здесь в своем творчестве я раскрылась.

Сейчас прежде всего Анна занимается репортажной съемкой, является фотокорреспондентом. Отметила, что в своих репортажах исследует современность между прошлым и будущим: этнографию, экологию, религию, патриотическое воспитание детей, вопросы культуры и жизни сибирской глубинки. Вспоминает, что первая серия, которую она сняла после переезда из Москвы, была посвящена Байкалу:

– Я специально не погружалась в работы других фотографов, то есть мне крайне важно было узнать, каким Байкал увижу я. Когда мы рассматриваем снимки коллег, то все равно что-то в памяти откладываем, перенимаем, мы напитываемся их эмоциями, – говорит автор. Через какое-то время Диденко снова вернулась к этой теме и сняла вторую серию – «Байкал» (проекция личных ощущений). Она пояснила: в 2020-м Байкал вошел в топ-5 самых посещаемых туристами мест. Интернет переполнен глянцевыми фотографиями льда, гротов, кричащими пейзажами и легкомысленными селфи мимолетно побывавших там туристов и гидов. Местным жителям озеро доносит себя глубже, более естественно, сурово и драматично…

В 2021 году неожиданно узнала, что в Иркутской области проживают представители 130 национальностей. Есть цель – снять всех, поэтому сейчас активно сотрудничает с национальными культурными центрами. Показала кадры, на которых запечатлены представители разных народов и конфессий. Она снимала православных, мусульман, буддистов и шаманистов.

– Даже в мечети снимала – ровно три минуты. И перед этим у меня была целая операция – переодеться мусульманкой. Это брюки, юбка, сверху накидка, два платка…

 

Главное – умение видеть

Своим профессиональным опытом с молодежью поделился известный иркутский мастер Анатолий Бызов.

– Интересуйтесь, любите фотографию, вкладывайте в нее душу. Это самое главное, – начал он. – В фотографии самое главное, я считаю, – умение видеть, и неважно, что ты снимаешь: природу, человека, репортаж, натюрморт… Можно просто посмотреть и сделать снимок, и никому он особо не понравится, в том числе и тебе самому. Это называется фиксация…

 

 

Также он отметил, что за хорошим кадром не обязательно далеко ехать. Эстетику можно найти везде. Все зависит от человека, который снимает. И привел конкретный пример – объяснил, что может сделать снимок интересным:

– Я люблю снимать деревянные дома, старые иркутские. Был такой случай: ранняя весна, деревянное здание на Седова, очень красивое, и пошел снег. Я на противоположной стороне стою и вижу этот дом красивый, снег, но самое главное, что там девушка пошла. Дом – коричневый, она – в светло-кофейном пальто. Голова открытая, кроссовки легкие, идет с телефоном. Все. Эта девушка появилась в нужном месте в нужное время и в нужном цвете. Примеры могут быть совершенно разные.

 


«Уходящий Иркутск» – дом «ушел», а окна остались. Фото Анатолия Бызова

 

Также Анатолий Яковлевич рассказал немного о себе. О том, что очень любит снимать людей, не боится и чувствует их. Жанр съемки может быть любой – репортаж, портрет… Главное, чтобы в кадре был человек. Очень долго его привлекала театральная съемка, отработал 25 лет в театре, но недавно ушел. Говорит, захотелось больше свободы. Последние несколько лет активно снимал город. И сейчас выпустил фотоальбом:

– Накопился материал. Я сделал фотоальбом по Иркутску. Сейчас подготовил один маленький альбомчик. Первый такой презентационный, а второй я сделал для себя, для души, но хочу его тоже, может быть, отдать в полиграфию. Это будет необычный Иркутск. Там все фотографии с подписями, порядка 120 фотографий. Я выбирал, чтобы и снимок был интересный, и подпись интересная. Сама по себе подпись плохой снимок никак не исправит, а если снимок интересный, подпись соответствует – это усиливает звучание снимка многократно.

 


И это тоже Иркутск… это тоже Иркутск… Фото Анатолия Бызова

 

В конце беседы Анатолий Бызов посоветовал: если есть желание заниматься фотографией, надо заниматься:

– У каждого свой взгляд, у каждого свое видение. И не обязательно делать что-то такое особенное, чтобы переплюнуть кого-то или отличиться. Надо слушать себя, свое сердце. Нельзя выдумывать что-то, исходя из каких-то модных тенденций. С точки коммерческой фотографии это может принести успех, а с точки зрения творческой, думаю, что вряд ли, – рассуждает фотограф.

К вопросу о том, как научиться видеть. Здесь Анатолий Бызов вспомнил школу иркутского фотографа Александра Аносова:

– Они мало занимались проявкой, техническими вещами. Они слушали хорошую музыку, классическую, рассматривали картины, читали поэзию, прозу, и из них получился классный «выстрел». Напитывая себя изнутри, ты можешь проявить то, что есть. Технике можно научиться, а вот умению видеть… Это очень сложно.

 

 

О пейзажной фотографии на встрече рассказал Алексей Трофимов, организатор фотоэкспедиций по Байкалу, Прибайкалью и Монголии. Пейзажной фотографией он занимается около 15 лет, и сейчас это его основная профессия.

– Я обдуманно пришел именно в пейзажную фотографию, потому что мне нравится этот жанр: он связан с различными путешествиями, приключениями. Жанр связан не только с пейзажами как таковыми, но еще и с вопросами культуры, этнографии, истории. Чтобы в пейзажной фотографии традиционными средствами рассказать историю, нужно, как Анатолий Бызов уже отметил, все пропускать через себя. То есть в основе успеха лежит не только и не столько технический аспект съемки. Понимание того, что ты снимаешь, где снимаешь, какая история – все это тебя может вдохновить на поиск нестандартных ракурсов и приемов.

 


Осенний сон. Фото Алексея Трофимова