10.01.2024 12:25
Рубрики
Общество
Фото
из архива Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек
Фото:
из архива Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек
10.01.2024 12:25

Сибирский «американец»

В Усть-Куте отреставрировали паровоз, доставленный в Советский Союз по ленд-лизу

Строитель БАМа, помощник в котельной и на хлебокомбинате, а с 1998 года – городской памятник, все это о паровозе на станции Лена в Усть-Куте. Отправленный во время Великой Отечественной войны из-за океана ленд-лизом и служивший верой и правдой Восточно-Сибирской железной дороге с 1944 года, он повидал немало событий, а теперь радует местных жителей и гостей города посвежевшим видом после реставрации. Об истории паровозов серии Е «Областная» поговорила с начальником Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек Ириной Будаевой.

 

Согласно документам, США отправили в СССР 13136 единиц подвижного состава, из которых до пункта назначения прибыли 13041, в том числе 1900 паровозов, 66 тепловозов, 9920 платформ, 120 цистерн и 35 транспортеров. Еще 95 затонули вовремя транспортировки.

 

Прозвище «американец» локомотивы получили от железнодорожников, а вообще-то, по паспорту, это грузовые паровозы серии Е(а) и Е(м), где литеры «а» и «м» – место изготовления. Еще одно название напрямую связано с осевой формулой – «десятиног», когда с каждой стороны локомотива по пять движущих осей. Поставляться в Россию они начали еще при Российской империи, в годы Первой мировой войны. Паровозы, произведенные в Германии, планировали доставлять в Россию железной дорогой, однако Польша ввела слишком высокие пошлины, и тогда железные махины решили переправлять по воде. У такого способа доставки было много противников, никто не хотел брать на себя ответственность. В истории сохранилось название первого парохода, совершившего невиданный доселе рейс. Судно, названное в честь скандинавского бога «Одином», 24 сентября 1921 года совершило первый рейс с девятью паровозами на палубе и девятью тендерами в трюме, рейс из Гамбурга в Петроград. О данном опыте вспомнили уже во время Великой Отечественной войны. Предприятия Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС) были эвакуированы в тыл, строили паровозы из довоенных заделов. Часть заводов перешли на выпуск комплектующих для танков, других орудий. Поэтому за время войны удалось выпустить всего 292 паровоза. Понимая серьезность ситуации, председатель Госкомитета обороны Иосиф Сталин подписал 10 апреля 1943 года Постановление № 3159с: «О заказе и завозе паровозов из США и рельсов для НКПМ в 1943–1944 г.»

Паровозы строились на североамериканских заводах по чертежам, разработанным советскими инженерами. Данные паровозы эксплуатировались в США, Финляндии и Китайской Народной Республике. Наиболее известная разновидность – Е(а). На ее долю пришлось около трети всех паровозов данной серии, – рассказывает Ирина Будаева.

 


В 1926 г. на дорогу и в депо Слюдянка начали поступать паровозы серии Е(ф), Е(с), Е(а)

 

С другого континента паровозы доставлялись под охраной военного конвоя во Владивосток, Мурманск и Молотовск (ныне Северодвинск). Всего по ленд-лизу в СССР было доставлено 2074 паровоза. Только на Восточно-Сибирской железной дороге было около 300 «десятиногов» серии Е(а) и 122 – Е(м). Выпуск паровозов был прекращен в 1945 году, но поставлялись они в СССР до 1947 года.

В начале 1945 года в депо Нижнеудинска стали поступать американские паровозы серии Е(а), – продолжает Ирина Будаева. – Паровозные бригады с интересом рассматривали новые машины, у каждого зарождались противоречивые мысли. Наряду с желанием получить новую машину, появлялись опасения, что может не хватить опыта и знаний для освоения этой серии паровозов. Но самообразование и технические курсы, организованные в депо, позволили приобрести необходимые знания и грамотно приступить к освоению паровоза.

Паровоз-памятник на станции Лена с заводским номером 3052 был изготовлен в 1944 году американской паровозостроительной компанией АЛКО (город Скенктади, штат Нью-Йорк, США). Морем он прибыл в порт Находки, оттуда отправлен в сплотке в депо Нижнеудинска. Паровозная тяга использовалась до 1960-х годов, а затем на смену пришли тепловозы. Устаревшую технику начали списывать, но «американцы» еще потрудились на маневровой работе. В начале 1980-х Усть-Кутский паровоз подавал технологический пар местному хлебокомбинату, а после грел строителей Западного участка БАМа Тайшет – Лена.

 


Паровоз Ш-1

 

В День железнодорожника в 1998 году паровоз установили в качестве памятника, а в 2023 году отреставрировали к 50-летию БАМа. Перед бригадой поставили задачу: восстановить внешний облик локомотива-памятника с соблюдением исторической достоверности. Реставраторы сняли множество слоев старой краски, удалили следы коррозии и заменили проржавевшие детали, нанесли шпатлевку и грунтовку, заново покрасили. Реставрационные работы заняли две недели, работали под открытым небом с оглядкой на переменчивую погоду. Свой 80-й день рождения в 2024 году паровоз-памятник встретит обновленным.

Это не единственный «американец» в Приангарье:

На территории Иркутской области, кроме станции Лена, паровозы-памятники серии Е установлены на станции Вихоревка, на 110-м километре Кругобайкальской железной дороги, около железного моста через реку Половинная, – уточняет Ирина Будаева. – Этот паровоз в 1952 году был приписан к тяговой части Иркутск-2 и до конца 1980-х годов был установлен на станции Уланово.