Живая и мертвая вода в картинах Щеголевых

«Два полцарства» – так называется выставка петербургских художниц Александры и Анны Щеголевых, которая открылась в иркутской галерее «Диас». Здесь на двух этажах представлено разноплановое искусство двух представительниц творческой династии – дочери и матери. Всего в экспозиции можно увидеть около 50 живописных произведений.

– Наша творческая группа не случайно называется «1/2», ведь мой возраст – это половина возраста моей мамы, кроме того, читается, как одна художница и вторая художница, – рассказала Александра Щеголева. – Этот год для нас юбилейный, поэтому мы решили его отметить серией выставок. Первая – «Начало» – была в марте в Петербурге, а на этой выставке в Иркутске нам хотелось показать максимально широкую амплитуду нашего творчества, поэтому она и называется «Два полцарства».

Открывает экспозицию на первом этаже серия «Силуэты» Александры Щеголевой, которую она посвятила художнику Рене Магритту, и серия «Характеры. Все как у людей» Анны Щеголевой. Работы матери и дочери, хоть и легко соединяются между собой, как два полцарства, но при этом они очень разные по способу исследования действительности.

 

 

– Мои работы – это ребусы, заполненные загадками, отсылками к поэзии, образами, которые нужно разгадать, почти детектив, – отметила Александра Щеголева. – Мама же – философ с психологическим уклоном. Она исследует действительность и изображает ее такой, какая она есть, типизируя, подмечая интересные черты, выявляя характерное для русского характера. Поэтому можно сказать, что ее работы созданы в стиле синтетического реализма. Мы себя называем – живая и мертвая вода, день и ночь, инь и янь. Потому что я больше рассказываю в своем творчестве о душе и метафорических реальностях, а мама переосмысливает жизнь за окном.

Серия «Силуэты» – это символы 12 месяцев. Автопортрет с лунной дорожкой – «Август», символ того, как в бытовой суете хочется оказаться в своем уютном мирке. «Май» с хамелеонами, тоже про погружение в самого себя. «Сентябрь» – силуэт с рюкзаком – это гимн Саянским горам. «Апрель» – хомяк в колесе как символ неиссякающей энергии. «Февраль» – аллюзия на город Владивосток, где Александра Щеголева родилась и провела первую половину своей жизни.

– Картины, где рамы, – это форточки открывают мамину серию про животных «Характеры. Все как у людей», Кстати, у меня есть книга детских стихов «Все как у зверей», – рассказала Александра Щеголева. – Вот работа «Мы», где французский бульдог сидит на кровати в задумчивости между спинами хозяев. Работа «Променад», которая стала символом выставки, показывает собак, так похожих на своих хозяек. Кстати, они здесь – лишь фон для выразительных питомцев. Есть миниатюры «Диета», где хозяйка и мопс смотрят с тоской на кастрюльку с шашлыком, «Гости», в которой пес под столом неодобрительно косится на мужчину, который положил руку на коленку его хозяйки.

 

 

Экспозицию в цокольном этаже открывают концептуальные произведения Александры Щеголевой. Вот «Марсы мира», на которых изображены грустный фараон и пугающий самурай. Рядом инсталляция «Жилетка для слез». На картину помещен реальный вязаный предмет гардероба с многочисленными карманами, в каждом – платочек.

– Картина «Мама сказала все переделать» – о том, что за каждым гением стоит его мама, – пояснила Александра Щеголева. – Здесь на картине мы видим египетские письмена, изречение Юлия Цезаря, который гордился своим происхождением по матери, новгородская грамота, где написано: «Мама, Гришку опять бьют на площади за долги, пришли денег», партитура Грига, которого именно мать направила в музыкальную сферу. Тут же цитаты Бродского и Эйнштейна и фраза: «Мама сказала все переделать», ведь и меня коснулась тема отношения отцов и детей.

Сильное впечатление производит работа «Мясник», на которой изображен усталый палач на фоне бесконечных туш, и «Автопортрет с коровьим глазом».

– У меня есть картина «Бойня», которая в свое время наделала много шума, там изображены головы коров с бирками, которым нет начала и конца, – рассказала Александра Щеголева. – Она производит очень сильное впечатление на зрителей. Настолько, что некоторые люди перестают есть мясо, а другие видят в ней символ нацизма. Эта картина создана в продолжение той работы и представляет собой аллюзию на душу художника, который все скорби мира пропускают через себя.

Интересна работа Анны Щеголевой «Мимикрия», на которой испуганный молодой человек, как хамелеон, спрятался в окружающей обстановке.

– Работа посвящена молодежи, которая вроде выделяется одеждой, татуировками и яркими волосами, но растворяется в своей субкультуре, ведь в этом возрасте много психологических проблем и страхов, – пояснила Анна Щеголева.

Завершают экспозицию работы, посвященные тостам: «За здоровье», «За удачу», «За любовь» и «За природу». На них запечатлены веселые застольные наблюдения на торжествах и на природе. Зрители найдут на выставке еще немало веселых, пронзительных и философских сюжетов. Посетить экспозицию можно до 3 декабря.