От роботов до нейросети

«Кванториуму РЖД» исполнилось пять лет

erid: 4CQwVszH9pUnKW6jR4b

Реальные проекты, большие вызовы. Детский технопарк «Кванториум РЖД» в Иркутске отмечает свое пятилетие. За эти годы технопарк подготовил немало победителей региональных, федеральных и международных конкурсов. На счету его воспитанников ряд социально значимых изобретений и разработок, которые высоко оценивают профессионалы-железнодорожники. Без преувеличения, «Кванториум» готовит для РЖД сотрудников нового поколения, инженеров будущего. О том, как это работает, рассказал начальник детского технопарка Виктор Барютин.

 

Хайтек и промышленный дизайн

– Чему вы учите тех, кто хочет посвятить себя инженерному творчеству?

– Мы ведем подготовку по трем направлениям: «Информационные технологии и геоинформационные системы», «Промышленный дизайн с элементами виртуальной и дополненной реальности» и «Хайтек». Хайтек – это инженерия, изобретательство, CAD/CAM-системы, лазерные технологии. Ребята узнают об обработке материалов и возможностях их применять, изучают основы инженерии, изобретательства и учатся работе на высокотехнологичном оборудовании.

Они осваивают объемную визуализацию, работают с виртуальной, дополненной реальностью. Дети разрабатывают образовательные приложения, проектируют симуляторы для будущих инженеров.

В профиле «Промышленный дизайн» ребята решают технологические проблемы. В направлении IT их учат разработке программного обеспечения и сборке технологических устройств. Подход к обучению в кванториуме – проектный. Наша уникальность в том, что промышленный дизайн совмещается с дополненной виртуальной реальностью.

Ребята проходят все этапы изобретательства – от генерации идеи до создания прототипа и разработки программы до его внедрения. Они получают навыки 3D-моделирования и визуализации. На этапе «Искусственный интеллект» ребята уже самостоятельно пытаются разрабатывать нейросети.

У нас обучаются 150 школьников. Для детей из других регионов доступны «инженерные каникулы». С мая по август они могут приехать и обучиться по любому направлению.

 

– С каким оборудованием работают ребята?

– Есть программное обеспечение для графического дизайна и моделирования. Мы используем графические планшеты, очки дополненной и виртуальной реальности. У нас несколько систем виртуальной реальности, мы создаем кроссплатформенные решения.

В направлении «Хайтек» дети пользуются 3D-принтерами, лазерными и фрезерными станками, осциллографом, плоттером и другими инструментами. Все оборудование безопасное, ребята работают с опытными наставниками.

 

В формате дополненной реальности

– Расскажите о ваших последних достижениях.

– В этом году сразу несколько воспитанников стали победителями и лауреатами региональных, всероссийских и международных конкурсов. Лев Танхаев успешно выступил на всероссийском чемпионате профессионалов РЖД, который проходил в Екатеринбурге по направлению «Прототипирование». Он занял третье место в личном зачете.

Лев и еще две воспитанницы – Софья Бондаренко и Мария Лазарева показали лучший результат на всероссийском конкурсе «Транспорт будущего» в Москве. Ребята презентовали AR-атлас, который служит методическом пособием для изучения истории железнодорожного транспорта в интересном для детей формате. Специальное мобильное приложение дополненной реальности преображает фотографии локомотивов в объемные модели.

Владислав Федосеев на конкурсе «Транспорт будущего» завоевал второе место. Он изобрел устройство для тормозной системы железнодорожного состава. Специальный датчик поможет оперативно понять, в каком вагоне произошел срыв стоп-крана.

Ко Дню народного единства ребята в формате дополненной реальности создали тематический проект, который победил на федеральном конкурсе.

На смотре молодежных проектов «Новое звено» мы представили настольную игру, дающую попробовать себя в роли машиниста, составителя поездов или дежурного по станции и в доступной форме изучить соответствующие технологические процессы. За этот проект были отмечены главой компании ОАО «РЖД».

 

– Какие ваши разработки можно уже внедрять в работу?

– Компьютерная программа наших воспитанников для интеллектуального обследования зданий получила высокую оценку на всероссийском конкурсе и заинтересовала профессионалов. Ранее на обследование зданий и сооружений, имеющих дефекты, уходило несколько часов. И делалось это в ручном режиме. Ребята разработали систему, которая по фотографиям анализирует, насколько здание повреждено, выделяет цветом «узкие» места и формирует подробный отчет. Не исключено, что скоро технология будет применяться для работы железной дороги, она экономически эффективна.

Еще ребята разработали устройство, предупреждающее о приближении подвижного состава. Оно устанавливается на определенном расстоянии от проведения работ. Каждому сотруднику, который находится на путях, надевается специальный браслет с вибродатчиком, который тактильно предупредит о появлении подвижного состава. Мы эту разработку представим на Молодежном карьерном форуме.

Наши ученики создали виртуальный тур по музею Восточно-Сибирской магистрали. Это экскурсия с аудиосопровождением, побывать на ней можно не выходя из дома.

Ребята создали социальный проект с элементами инновационности «Поезд безопасности». Это обучающий мультфильм для таких же ребят, которые ездят в поездах.

 

«Жизнь – это проект»

– Польские разработчики создали игру про русскую железную дорогу. Там железнодорожникам угрожают дикие звери, злодеи, лютые морозы. Не хотите ответить?

– На железной дороге востребованы гейм-дизайнеры и разработчики с творческим мышлением, аналитическими способностями. Сейчас идет и большой спрос на тренажеры с применением виртуальной реальности. У нас есть пара проектов в стадии реализации, как раз таких, с применением геймофикации. Там можно посидеть в кабине машиниста, управляя локомотивом.

 

– Предмет вашей гордости?

– Горжусь своими сотрудниками. В «Кванториуме» преподают высококвалифицированные педагоги, профессионалы своего дела, которые прекрасно ладят с детьми, а это особый талант.

 

– Расскажите о ваших планах.

– Мы хотим развивать систему защиты прав интеллектуальной собственности для наших учащихся. Хотим ввести рейтинговую систему и готовы поделиться с коллегами своими методическими наработками.

Планируем взаимодействовать со специалистами наших предприятий, чтобы они рассказали о своих проблемах, а мы, в свою очередь, постарались бы помочь в их решении.

Жизнь – это проект. Наша задача – взрастить универсальных специалистов, не просто научить детей, но дать практическое применение их разработкам. Важно учить правильно ставить цели, задачи, понимать проблематику, чтобы сформировать продукт, который необходимо реализовать. Мы помогаем ребятам развивать инженерное мышление, воплощать технические идеи, которые берутся на вооружение в реальное производство. Мы заинтересованы в формировании кадрового потенциала, в том числе и профессий будущего.

Реклама. ООО «Промо» – ВСЖД