Время побывать на Байкале

Правительство области реализует проекты для приема гостей

Как привлечь еще больше гостей в Иркутскую область, на какого туриста делать ставку, как преодолеть сезонность, развить инфраструктуру – эти и другие вопросы поднимались на форуме «Время отдыхать на Байкале», который прошел на прошлой неделе в рамках выставки «Байкалтур». В этом году большой акцент был сделан на гастрономии как одном из вариантов притяжения туристов не только в популярные места отдыха, но и другие территории области. 

 

«Безвиза» с Китаем: пока без эффекта

Как рассказала в преддверии выставки руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова, летний сезон прошел без всплесков и провалов – регион посетили порядка 500 тыс. туристов, что на уровне прошлого года. Возобновление безвизового режима между Китаем и Россией в августе особо не отразилось на турпотоке.

По словам Евгении Найденовой, не был отлажен инструментарий:

В ближайшее время этот вопрос решится. Сегодня в Китае находятся коллеги из министерства экономического развития РФ, которые и решают проблемы. Интерес к региону со стороны российских туристов сохраняется, хотя прогнозы говорили о снижении спроса. Большая часть гостей – из ближайших к нам регионов, но есть и дальние – из Москвы, Санкт-Петербурга. Сказывается наличие прямого авиасообщения. Наиболее востребованными локациями остаются поселок Листвянка, Малое Море, Ольхон, где запускается новая инфраструктура.

 

Круизы по Байкалу

Подробнее об инфраструктурных проектах на форуме «Время отдыхать на Байкале» рассказал первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников. Он отметил, что в настоящее время разрабатывается программа по развитию круизного туризма на Байкале в рамках участия в федеральной программе «Пять морей и Байкал».

Развитие круизного туризма на Байкале – очень важная задача, – подчеркнул Руслан Ситников. – По проекту «Пять морей и Байкал» планируется, например, провести модернизацию причальных сооружений, поскольку видим очень высокий спрос на круизы по Байкалу. Это подтверждают крупные консалтинговые агентства, по данным которых 37% респондентов желали бы совершить такое путешествие. Мир меняется быстро, и туристическая отрасль, соответственно, тоже меняется. Наша задача динамично реагировать на эти вызовы, принимать быстрые и правильные решения, создавать качественный туристический продукт и, конечно, оказывать поддержку нашему бизнесу.

 

«Байкальская слобода» и модульные отели

Совместно с госкорпорацией «Туризм.РФ» правительство региона подготовило проект по развитию территории в районе этнографического музея под открытым небом «Тальцы» – «Байкальская слобода». Планируется создание круглогодичного туристического курорта – появятся отели, аквапарк, велодорожки, экотропы, круизная марина. Первые объекты могут быть запущены уже в 2026 году. Руслан Ситников пригласил бизнес участвовать в проектах с гарантированной государственной поддержкой.

Еще одна важная территория для развития туризма – Байкальск, где расположена особая экономическая зона «Ворота Байкала». В настоящее время в ней зарегистрировано 23 резидента, которые реализуют проекты по созданию инфраструктуры для приема гостей. К 2025 году планируется получить уже первые объекты. Совместно с якорным резидентом запущен проект по строительству новой канатной дороги кабинного типа с поддержкой государства и льготным кредитованием.

Продолжается реализация нацпроекта «Туризм – индустрия гостеприимства», в рамках которого возводятся модульные некапитальные средства размещения. Первые объекты появились на Малом Море, в городе Иркутске и Слюдянском районе. На их строительство было выделено 208 млн рублей из федерального и областного бюджетов.

На следующий год подано 29 заявок, из них 19 прошли отбор.

В планах завершить начатые проекты по дорожной сети острова Ольхон, – добавил Руслан Ситников. – В 2024 году будут заасфальтированы центральные улицы Хужира и сделана дорога до Харанцов. До 2026 года включительно завершится строительство дороги от начала островной части до Хужира. Причем дорога будет с велосипедными дорожками.

 

Отдохнуть со вкусом

Можно ли развить гастрономический туризм в Иркутской области? Таким вопросом задавались организаторы выставки и участники деловой программы «Байкалтура». Были приглашены эксперты в этом вопросе и основатели известных ресторанных брендов из Москвы, Ярославля, Красноярска, Астаны и Владивостока. Они поделились своим опытом создания и успешного развития ресторанного бизнеса, привлекающего сегодня российских и иностранных туристов.

В этом году мы подняли важную тему гастрономии, – отметил Руслан Ситников. – Есть проблемы в этой отрасли, в частности с персоналом, кухней. Этому вопросу стоит уделить большое внимание, прислушаться к экспертам, чтобы и в Иркутской области появился гастрономический туризм.

Молодой бизнесмен из Владивостока, открывший популярные сегодня среди туристов рестораны, рассказал о том, как ему удалось сделать из них места притяжения для российских и зарубежных гостей. Много внимания было уделено локальной кухне, разработке меню. Кроме того, проводилась работа по созданию и раскрутке бренда не просто ресторана, а всего города Владивостока. В частности, Илья был идейным вдохновителем фестивалей краба, гребешка, мидий и других мероприятий, привлекающих туристов. Без крупных инвестиций не обошлось, зато был получен максимальный эффект. Предпринимателя из Владивостока, правда, удивило то, что на Байкале намерены развивать гастрономический туризм. По его словам, озеро настолько популярно во всем мире, что нужно думать не о привлечении гостей, а о том, где их размещать и чем занять.

Директор по коммуникациям с индустрией Центра развития креативной экономики (Москва), ресторанный обозреватель Владимир Крылов рассказал о нюансах развития гастрономического туризма, о маркетинге. По его мнению, люди не поедут в другой город или страну только за получением новых вкусовых ощущений, поэтому гастротуризм – это всегда дополнение к основному турпродукту. Но от этого важность его не снижается. Эксперт обратил внимание бизнеса на креативный пиар, на коллаборации и совместные спецпроекты по продвижению ресторанного бизнеса. И, конечно же, на местную кухню, поскольку одного ключевого блюда для привлечения туристов недостаточно.

На выставке «Байкалтур» также прошли кулинарные баттлы профессионалов – участников фестиваля «Ешь! Люби! Байкал. Осень», который проводится с 30 сентября по 30 октября. Более 20 ресторанов из Иркутска, побережья Байкала и других городов области делятся своими локальными осенними продуктами.

Итоги гастрофестиваля будут подведены на совещании по гастрономической концепции, где обсудим идеи и предложения по доработке локального гастропродукта. Тренд на гастрономические туры сегодня невероятно высок, – подытожила Евгений Найденова.