27.09.2023 11:53
Рубрики
Общество
Фото
из архива Иркутского драмтеатра
Фото:
из архива Иркутского драмтеатра
27.09.2023 11:53

«Вампилов вечен и будет интересен всегда»

В Иркутске завершился XIV Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. В этом году зрители увидели 14 спектаклей 13 театров из России, Белоруссии и Абхазии. Почетными гостями фестиваля стала команда московских театральных критиков.

Своими впечатлениями о фестивале поделилась обозреватель газеты «Известия», педагог Российского института театрального искусства ГИТИС, член жюри всероссийских и международных театральных фестивалей Алла Шевелева.

 

 

Лучшие спектакли – в регионах

– Алла, как часто вам удается бывать на театральных фестивалях в регионах?

– Я бываю на фестивалях очень много. Даже иногда не успеваю посмотреть, что идет в сезон в Москве. И когда меня спрашивают, что посмотреть в столице, я шучу, что не подскажу, но могу сказать, что посмотреть в регионах. Театральная Россия сегодня очень интересна, а лучшие спектакли как раз создаются в регионах. Я очень рада, что у нас происходит эта театральная децентрализация.

 

– Поделитесь своими впечатлениями от Вампиловского фестиваля.

– Обращает на себя внимание слаженная работа команды организаторов – сотрудников Иркутского драмтеатра. Особенность иркутского фестиваля в том, что здесь есть заявка на современную драматургию, но в то же время остается любовь к русской литературе. Это хорошо чувствуется по отношению к тем писателям, которые отсюда родом. Программа фестиваля была очень насыщенная, поэтому наша команда приняла решение разделиться, чтобы охватить все спектакли. Мне не все постановки удалось посмотреть.

 

– А из тех, что удалось посмотреть, какие вам понравились?

– Очень хорошая работа – спектакль Иркутского драмтеатра «Кое-что о самом главном, и не только» режиссера Андрея Шляпина. Это пьеса-обманка, когда кажется, что герой рассказывает о своем детстве. Повествование как бы идет от лица маленьких детей, от дворовой компашки. Но за этим скрывается взрослый мир, ведь детей играют взрослые артисты. Спектакль очень остроумный, жизнерадостный и дающий надежду. При кажущейся легкости это сложнейшая серьезная работа. Андрей Шляпин – очень хороший режиссер, концепция продумана, все в спектакле работает.

Еще мне очень понравилась постановка «В сапоге у бабки играл фокстрот» Дениса Бокурадзе из Ново-Куйбышевского Театра-студии «Грань». Замечательный режиссер, основатель этого театра. Как раз тот случай, когда ты приезжаешь в небольшой город под Самарой и видишь уникальный коллектив. Спектакль, который они привезли, по современной пьесе финского драматурга Сиркку Пелтола. Там абсурдистская история о том, что взрослые совершенно не слышат детей. Они готовы их окружить уютом, накормить, обогреть, при этом думают, что все хорошо. А у детей происходят драматические события: младшего травят, старшая связалась с плохой компанией. Режиссер придумывает каждому герою свой пластический рисунок, он и проявляет то, что не проговорено в пьесе.

Были спектакли с какими-то проблемами, что чаще всего касалось драматургии, ведь в большинстве своем – это современные пьесы.

 

«Людям нужен разговор по душам»

– Появилась ли, на ваш взгляд, достойная современная драматургия?

– Конечно. Среди таких авторов – Мария Крапивина, Мария Малухина, Анастасия Букреева. Нужно отметить, что в пьесах, которые сейчас пользуются популярностью, всегда есть некий мистический реализм, волшебство. Иногда это связано с мифами или сказочными существами. Там есть и социальный план, но в жизнь человека всегда вмешивается некая потусторонняя сила. Кроме того, там есть юмор, ирония, а подчас и сарказм. Благодаря этому на сложные жизненные обстоятельства героя смотришь через призму искусства. И это смягчает удар. Еще мне нравятся произведения Дмитрия Данилова. И я очень горжусь, что когда работала в «Золотой маске», мы, будучи экспертами, выдвинули на награждение спектакль по его пьесе «Человек из Подольска». И он получил эту престижную премию. Автор мне близок тем, что он крупный мыслитель и философ, а еще он очень гармоничен как человек, и это отражается в его произведениях.

 

– Насколько, на ваш взгляд, сегодня современен Вампилов?

– Недавно я видела спектакль «Прощание в июне», который очень здорово поставила режиссер Ирина Сидоренко из Самарского театра для детей и молодежи «Мастерская». Когда смотришь эту постановку, то понимаешь, что тема актуальная, ведь сегодня немало людей идут на сделку с совестью ради собственной выгоды. Здесь, конечно, про другое – про первое желание человека предать, или про первую любовь. Вампилов вообще драматург, который дает очень большой простор для интерпретаций. Еще в Москве режиссер Владимир Панков в театре Et Cete очень интересно поставил «Утиную охоту», с нетипичным Зиловым. Недавно видела эту пьесу в Санкт-Петербурге в театре им. Ленсовета. Режиссер Роман Кочержевский вывел на первый план тему мира красивых женщин и мужчин. И образ Кушака там прозвучал совершенно иначе – трагически. Ведь он не вписался в этот мир, а любви ему тоже хотелось. Думаю, что Вампилов вечен и будет интересен всегда. Тем более в его пьесах интересные герои, артистам всегда есть что играть.

 

– Отличается ли иркутский зритель?

– Обратила внимание, что иркутский зритель очень сконцентрированный и не легковерный. Он всматривается в театр, в те правила игры, которые предлагаются. Есть некие взыскательность и осторожность. При этом иркутский зритель очень благодарный. Еще я обратила внимание, что на всех спектаклях, где я была, люди в финале плакали. Я думаю, что это вызвано тем, что сейчас театр имеет огромное значение для человека. И это относится не только к иркутскому зрителю. Люди устали от телевидения. И это усугубилось непростой ситуацией в нашей стране, ведь мы находимся внутри исторических событий. В такое время людям нужен разговор по душам. А в театре они могут выразить свои эмоции.

 

– Вам понравился Иркутск?

– Иркутск – город потрясающей красоты, атмосферы и культуры! У вас сохранилась старинная архитектура, а это большая редкость для России. Обычно приезжаешь, и глазу негде остановиться. В Москве тоже уже ничего такого не осталось. А у вас есть: и деревянная архитектура, и модерн, и сталинский ампир! Очень люблю архитектуру, для меня это очень важно. Здорово, что в Иркутске она сохраняется. Я была в художественном музее и музее декабристов, которые тоже, на мой взгляд, достояние нашей страны. Словом, я в восторге от Иркутска!