От великого Станиславского
В Нижнеудинске создан экспериментальный молодежный театр
Зачем современной молодежи театр, что ее волнует? На эти вопросы каждый день отвечают супруги из Нижнеудинска, режиссеры Александр и Наталья Савины. Они создали в городе экспериментальный молодежный театр, который вырос из дебютов и самодеятельности.
Первые шаги
Александр Савин сценой увлекся в 2013 году, занимаясь в молодежном театре «Лицедеи» под руководством Максима Размахнина. Там и встретил Наташу. Супруги окончили институт культуры в Улан-Удэ и вернулись в Нижнеудинск. Работали в районном Доме народного творчества режиссерами театральных представлений и праздников, мечтали о театре.
Для начала ребята создали театр-студию «Школа аниматора». Школьников, студентов и рабочую молодежь Савины учили сценической речи, сценическому движению, словом, актерскому мастерству. Команда участвовала в многочисленных городских и районных праздниках, провела фестиваль «Хочу на сцену» для творческой молодежи из отдаленных поселений.
Подготовили и спектакль. И хоть своей крыши над головой не было и репетировали где придется, первая работа вышла не просто удачной.
– Первый наш спектакль «Фото топлесс» был освящен теме буллинга. Такая остросоциальная пьеса, – вспоминает Наталья. – История о подростках и их проблемах захватила зрителей.
И не только. Постановка «Фото топлесс» стала лауреатом первой степени фестиваля «Арт-трофей», жюри его отметило и на форуме «Театральная деревня».
«Если бы …»
В прошлом году супруги одновременно и не сговариваясь выиграли два гранта с проектом театра «Своя сцена» – Александр на фестивале Росмолодежи «Таврида.Арт» в Крыму, Наташа – на форуме «Байкал». Александр Савин, к слову, стал единственным победителем из Иркутской области.
Эта победа и грант в 550 тыс. рублей положили начало театру «Если бы». Камерный театр со своей сценой, светом и звукооборудованием, 28-ю посадочными местами для зрителей будет проводить различные творческие эксперименты – показы, вечера и спектакли.
– Откуда такое название театра?
– От великого режиссера и теоретика сцены Константина Станиславского, – отвечает Наталья. – Он утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы».
Этот театр задуман как молодежный, экспериментальный. На средства гранта снято помещение, оформлена сцена. Минимализм декораций открывает актерам простор для вдохновения и фантазии. Обычный стул может стать и креслом пилота самолета и лавочкой в парке для влюбленных. Главное – эмоции, переживаемые на сцене, и зритель, к которому ты обращаешься.
Актеры театра – 26 человек от 16 до 30 лет, со многими Савины уже неоднократно работали над постановкой праздников. Ребята прошли обучение. Их учили раскрывать режиссерский замысел, находить сценические решения, создавать нужную атмосферу приемами воздействия на зрителя.
– Репертуар наш – социально направленный, – поясняет Александр. – В планах – проект первого спектакля «Я хочу в школу» по одноименной книге Андрея Жвалевского. В каждом взрослом живет ребенок, и это помогает другими глазами взглянуть на детские проблемы. В работе проект «Мы – люди» – о тяжелых судьбах людей, в силу обстоятельств оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Бомжи, асоциальные женщины, старики, брошенные близкими и доживающие век в хосписах, – все они станут героями будущих спектаклей.
Сценарии Александр пишет сам, по мотивам жизни реальных персонажей.
Кроме того, режиссеры реанимируют постановку «Топлесс», которая не потеряла своей актуальности в молодежной среде.
Работать с темой, которая болит
– Я занят литературной частью. Мы поделили сферы, чтобы не было конфликтов. Два режиссера на одном проекте – это непросто, у каждого есть свое видение. Мы дополняем друг друга и доверяем друг другу. Наташа занимается постановочной частью – разводит актеров в пространстве, объясняет действие. У меня больше психологическая направленность, я актеров наполняю внутренне, объясняю им мотивы, – говорит Александр.
– Режиссер должен работать с темой, которая у него болит. Не волнует меня тема плохих дорог в городе, и я не буду об этом думать. А вот тема нескромности современных девочек очень меня огорчает. Значит, я найду способ сказать об этом со сцены устами молодых актеров, – уверена Наташа.
– Вы свою задачу видите в чем? Какой посыл несете публике?
– Для наших актеров «Если бы» – это социализация, личностный рост. Для зрителя театр – нравственно-педагогическое и эстетическое воздействие, формирование хорошего вкуса. Театр вырывает зрителя из обыденности, предлагает поразмышлять, куда мы идем как социум, как общество? Мы хотим, чтоб зрители, уходя со спектакля, о чем-то задумывались. А зритель у нас умный, «высоколобый». Мы планируем не только спектакли, но и обсуждение их. Готовых рецептов не даем, не делаем назиданий, выводы после просмотра зритель пусть делает сам.
– Как, по-вашему, сегодняшнее время, оно для театра? Идут дискуссии о том, что этот вид искусства устарел.
– Сейчас в Иркутск приезжает Московский театр имени Евгения Вахтангова, а мы не успели купить билеты. Их уже не достать. Интерес к театру есть и огромный.
Проект «Если бы» рассчитан на год. В августе публику ждет первый спектакль.