Устанавливать опоры ЛЭП – это целое искусство

erid: 4CQwVszH9pUiKsxzMSd

За свою многолетнюю карьеру электросетевого строителя Сергей Николаевич Волохович устанавливал металлические конструкции самых разных размеров и конфигураций.

Представьте, лежит на земле многотонная металлическая опора линии электропередачи длиной в половину футбольного поля, и её необходимо из горизонтального положения перевести в вертикальное. Проще говоря, установить. Причём, при всех своих впечатляющих размерах, конструкция опоры, не установленной в проектное положение, достаточно хлипкая – небольшой перекос при подъёме опоры может привести к её деформации, опрокидыванию или повреждению строительной техники. Тут нужна ювелирная точность, особенно когда нужно установить повышенную опору (с дополнительными секциями) или опору устаревшей конструкции (взамен вышедшим по каким-то причинам опорам действующих ЛЭП). Однако есть виртуозы-мастера своего дела, которые с одного взгляда на металлоконструкцию могут определить какой такелаж (тросы, стропы, блоки, скобы и другие приспособления) потребуется для её установки –в каких местах опоры необходимо закрепить так называемые “вожжи” (подъёмные тросы) и какой длины они должны быть, а также как правильно расставить строительную технику, осуществляющую подъём опоры. Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети шестого (высшего) разряда СПб филиала ООО «ЛЭМ» Сергей Николаевич Волохович – как раз из таких уникальных специалистов. В электросетевом строительстве он работает с 1996 года и уже почти два десятка лет занимается исключительно монтажом (установкой) опор линий электропередачи. К его мнению прислушиваются коллеги и руководители, его бригаду приглашают на выполнение особо сложных заданий. «Если уж бригада Волоховича взялась за дело, значит всё будет отлично» – говорят коллеги. Такой вот Знак качества!

 

 

– Главное – это правильная подготовка, – делится секретами мастерства Сергей Николаевич. – Если всё чётко выставили, то сама установка опоры займёт считанные минуты. Первым делом, нужно опору поймать на шарниры, которые крепятся к фундаментам. Закрепить металлоконструкцию на шарнирах – это, можно сказать, полдела. Затем раскладываем А-образную падающую стрелу, с помощью которой осуществляется сам подъём опоры, и занимаемся креплением такелажа: тросы тяговые, тросы тормозные и другие приспособления. Здесь нужно грамотно рассчитать длину тросов. Потом цепляем всё это к бульдозерам, которые перед этим расставляем в определённом порядке, и потихоньку начинаем поднимать стрелу подъёмным краном. В процессе участвуют три бульдозера и один кран, но, когда ставим тяжелую или анкерную опору, приходится привлекать дополнительную технику – экскаватор для устройства специальных якорей для восприятия части нагрузок, возникающих в процессе установки опоры, краны для перемещения опоры к месту установки на шарниры фундамента. При установке тяжелых металлоконструкций также используются полиспасты (грузоподъёмные устройства, состоящие из монтажных блоков и тросов). Ну вот, собственно, и всё.

 

Говоря «тяжелые опоры», Сергей Николаевич имел в виду и те 48-метровые промежуточные опоры типа ПС500н-3+12, которые он со своей бригадой устанавливал на строительстве участка ВЛ 500 кВ Усть-Илимская ГЭС – Усть-Кут №3 в районе рабочего поселка Ручей Усть-Кутского района Иркутской области.

– Ну да, такие высокие «рюмки» (по форме опор – прим.) мне довелось ставить впервые. «Плюс 10 метров» раньше неоднократно устанавливали – а здесь аж «плюс 12 метров». Рельеф в этом месте такой, что ниже опоры ну никак нельзя было устанавливать. При разработке проекта производства работ на установку этих опор я внёс свои технические предложения, наши инженеры эти предложения согласовали и применили при расчёте такелажной оснастки. Ну а в целом всё прошло просто великолепно: и на шарниры опору сразу поймали, и с установкой хлопот не возникло.

 

Отец был линейщиком

– Начнём с того, что я, получается, потомственный электромонтер-линейщик, – начинает рассказ о себе Сергей Николаевич. – Отец приехал в Ленинградскую область из Белоруссии после учебы по распределению в Мехколонну №6 треста «Севзапэлектросетьстрой». Встретил свою вторую половину, мою маму, сыграли свадьбу, потом я на белый свет появился в 1971 году. Местом рождения у меня указан небольшой город Волосово в Ленинградской области. До трёх лет вместе с мамой жил у её родителей в маленькой деревушке Чирковицы (Волосовский район), которая расположена рядом с Таллиннским шоссе. Отец всё это время скитался по командировкам. Затем родители получили квартиру в Тосно. С этим городом связана вся моя дальнейшая жизнь. Здесь родились два моих брата, здесь прошло детство, здесь закончил школу, здесь до сих пор проживаю. Такая вот история.

В школе учился средненько – тройки, да четвёрки. Какой-то особой мечты в плане профессии не было и поэтому, когда друг после школы позвал поступать в железнодорожное училище в тогда ещё Ленинграде, я, не раздумывая, согласился. В 1989 году получил диплом по специальности помощник машиниста, но поработать в этой профессии не удалось. Дело в том, что «на паровоз» брали только с 18 лет, а мне тогда было всего 17. Я октябрьский и в школу пошёл с шести лет. Пришлось до достижения нужного возраста отрабатывать в депо слесарем. Но 16 октября мне исполнилось 18 лет, а через два дня меня призвали на срочную службу в армию.

Попал в танковые войска. Сначала в Черниговскую область в учебную часть, которая располагалась в поселке городского типа Десна. Учили нас на механика-водителя по ускоренной программе всего три с половиной месяца. Время было непростое: потихоньку уже начал разваливаться СССР и из теперь уже бывших социалистических республик стали выводить наши ограниченные контингенты. После учебки вместе с группой товарищей был откомандирован в Киевское военное танковое училище – мы там должны были в качестве инструкторов обучать курсантов вождению бронемашины. Место хорошее, как нам говорили, престижное. Но в Киеве я только одну ночь переночевал – видимо, сыграла свою роль эта самая престижность. Механиков, как мне потом объяснили, много, а вот люди «творческих профессий» – те, кто умеет красиво рисовать и писать каллиграфическим почерком – всегда в армии были в дефиците. В итоге отправили меня в танковую часть в Днепропетровской области, где я работал на техобслуживании танков. Потом часть расформировали. Меня, ещё одного парнишку и командира роты вместе с новым танком отправили поездом в пгт Десна. Здесь в учебке в постоянном составе я и провел вторую половину срочной службы. Сначала дали младшего сержанта, потом сержанта, увольнялся в звании старшего сержанта с должности старшего инструктора-механика роты.

 

Мебель в морозильнике

– Осенью 1991 года демобилизовался, – продолжает Сергей. – Приехал домой в Тосно. Что делать? В магазинах пусто, с работой напряг. Идти в помощники машиниста и делать карьеру в этом направлении не захотел. Соседка помогла устроиться в бригаду путейцев на железнодорожной станции в Тосно – восемь месяцев в итоге шпалы забивал. То ещё занятие для молодого 20-летнего парня. Хорошо, быстро понял, что нужно срочно что-то менять в жизни. Много знакомых тогда работали механиками рефрижераторных секций на поездах – работа интересная, катаешься по всей стране, возишь разные грузы, платили опять же совсем неплохо. Полгода учился на эту специальность, а потом – свобода! Два с половиной года, по сути, не слазил с поезда: по три-четыре месяца дома не появлялся. Покатался тогда по просторам страны: от Мурманска на северо-западе до Улан-Удэ на юго-востоке, а ещё в заграничные на тот уже момент страны Прибалтики, на Украину. За границу тогда было выгодно ездить: плюсом к зарплате нам ещё и в твёрдой валюте командировочные платили. Чего только не возили – мясо, рыбу, фрукты, овощи и даже водку, хотя ей, конечно, холодильник особо и не нужен. Самым сложным продуктом, до сих пор помню, были бананы. Чуть выше температуру поставишь – испортятся, чуть ниже – замёрзнут. Основная наша задача была следить за работой установок на рефрижераторах. Два вагона с одной стороны, два с другой, посередине наша служебная секция, где кухня, туалет, душ и два жилых отделения – для работника и начальника. Как дальнобойщик, только рулить не надо. В общем, не работа, а мечта!

Как это часто бывает, всё хорошее рано или поздно кончается. Бизнес, в котором мы трудились, вдруг залихорадило, а потом началась форменная разруха. Возить стало нечего, брали любые заказы. Помню, даже мебель в рефрижераторах возили. Потом и вовсе просто сидели неделями и охраняли свои вагоны. Естественно, зарплаты упали до минимума.

В конце декабря 1995 года написал заявление об уходе. После новогодних праздников начал искать новое место работы – в основном по железке бегал, но безрезультатно.

 

Установка опор ЛЭП как призвание

– Спасибо школьному товарищу Володе Василевскому. Именно он надоумил меня прийти в Мехколонну №6 треста «Севзапэлектросетьстрой», туда, где когда-то электромонтером-линейщиком работал мой отец. Владимир к тому моменту сам в мехколонне трудился. Решил попробовать. Причём, пошёл не в центральный офис в Санкт-Петербурге, а на строительный участок, который у нас в сортировке в Тосно стоял, там знакомый начальник был. Знал его ещё по отцовской работе, да и жили мы рядом. «Николай Николаевич, возьмете?» – спрашиваю. По старой памяти он обещал посодействовать.

В марте 1996 года случилось знаменательное, как оказалось, событие в моей жизни – мой первый рабочий день в должности электромонтера-линейщика 2 разряда. И вот уже 27 лет я продолжаю осваивать интересную профессию электросетевого строителя – считаю, что совпал с ней на все сто процентов. Иногда вот подумаешь: а что бы было, если бы я тогда не послушал Владимира Василевского? Даже как-то не по себе становится (улыбается). Володя, кстати, сейчас тоже работает в ООО «ЛЭМ», тоже на линейных объектах в Иркутской области, тоже бригадиром, специалистом по установке опор. В настоящий момент находится на строительном участке в Новой Игирме – то есть его и моя бригады идём навстречу друг к другу.

 

 

Первым моим объектом стал участок ЛЭП недалеко от Кингисеппа в Ленинградской области, до Тосно порядка 150 километров. Работали по схеме 10 дней работаешь, потом 4 отдыхаешь. Жили на базе, в вагончиках. Попал в бригаду на сборку опор – года три гайки крутил. Гайковёртов тогда не было – всё вручную. Потом Сергей Николаевич Тарасевич (директор СПб филиала ООО «ЛЭМ»), а он тогда был начальником строительного участка в Мехколонне №6, поставил меня бригадиром на сборке опор. На верхах немного поработал, занимался монтажом провода и грозозащитного троса. Но больше всего меня как-то к установке опор всегда тянуло, чувствовал, что именно это моё.

Был у нас бригадир дядя Миша на установке опор, уже в годах. Так я к нему постоянно в бригаду просился. Ну а самостоятельно свою первую опору я установил где-то в Ленинградской области – линию 500 кВ мы там строили. Бригадир Анатолий Коржанович доверил мне это дело. «Ставь, – говорит, – Серега!» Два раза мне повторять не надо было. Ну вот и пошло с тех пор… Сколько опор было в дальнейшем поставлено с моим участием, даже и не спрашивайте. В тысячах, наверное, измеряется. Всякие опоры были – и башенные, и П-образные, и V-образные, и «рюмки», и анкерные… География тоже очень большая – Ленинградскую область всю исколесил, Поволжье, Крым, Карелия, в Сибири можно, наверное, уже прописку оформлять, в Забайкалье работал и в Амурской области.

 

 

Бригада Волоховичей

– Отец, насколько помню, не очень-то хотел, чтобы мы, его сыновья, работали вахтовым методом, как он. Но всё же, думаю, он бы гордился нами, узнав, что все его сыновья в итоге ушли в электросетевое строительство. Но, увы, папа не дожил до этого времени. Был даже достаточно длинный период (года три или четыре), когда оба моих брата работали в моей бригаде. Младший брат Дмитрий (его тоже уже нет с нами) пришел в трест «Севзапэлектросетьстрой» практически в одно время со мной – он учился тогда в училище на сварщика и проходил здесь практику. Чуть позже к нам присоединился мой средний брат Виктор.

Витя потом выбрал более спокойный образ жизни – сейчас он занимается эксплуатацией электросетей. А с Димой мы долго ещё вместе работали – и на сборке опор, и на установке.

 

Скорая электросетевая помощь

Прошлым летом в Алтайском крае мощный ураган уронил две опоры единственной в нашей стране линии электропередачи напряжением 1150 кВ. Длина этого энергомоста составляет более 2 300 километров, причем большая часть проложена по территории ныне уже другого государства – Казахстана. В настоящий момент эта ЛЭП работает в половину меньшим от заявленного напряжением – 500 кВ. Установить упавшие опоры действующей уникальной линии электропередачи – дело непростое. Не всякий мастер, даже самый опытный, возьмёт на себя ответственность. Эксплуатирующая компания после безуспешных поисков в своем регионе отправила через Министерство энергетики запрос в Москву в ООО «ЛЭМ». Ответственное задание было решено поручить бригадирам Ваграму Эдиковичу Еремяну и Сергею Николаевичу Волоховичу.

– Меня из дома, с отдыха вызвали, – рассказывает Сергей Николаевич. – Я как раз, в кои веки, лечением зубов решил заняться. А тут звонят из офиса, говорят, что нужно срочно ехать в Алтайский край. «Да у меня всё лицо опухшее после стоматологических процедур» – попытался я отказаться. Но начальство было непреклонно. «Надо, Сергей, надо!» Ну что делать, поехал.

 

 

К месту работ долго добирались. Стихия действительно там натворила дел: целую просеку видели, где все деревья напополам переломлены были. Две огромные промежуточные опоры типа ПОГ1150-5 ураган выдернул с фундамента и уронил на землю, разбив вдребезги. Конструкции специфические, тяжелые – под 20 тонн. Стоят они на штырях на одном фундаменте, буквой V, крепятся к земле специальными оттяжками на тросах. Раньше мне с такими опорами сталкиваться не доводилось. Наша задача была просто установить опоры, все подготовительные работы и сборку выполнили местные коллеги. Когда мы приехали, провода от старых опор уже отсоединили, сами конструкции были аккуратно разрезаны и убраны в сторону. На всё про всё у нас с Ваграмом ушло два дня. Опоры установили: он уехал на свой участок, а я дальше отдыхать. Потом в ООО «ЛЭМ» пришло благодарственное письмо на наши имена.

 

 

В первых числах мая уже этого года Волохович и Еремян вновь были вызваны в качестве скорой электросетевой помощи – на сей раз в Ленинградскую область. В результате ЧП на ВЛ 750 кВ было необходимо экстренно заменить повреждённую промежуточную опору типа ПН750-1. Ваграм Эдикович Еремян к тому моменту только вернулся из отпуска на строительный участок в Усть-Илимском районе, а Сергей Николаевич Волохович находился на строительном участке в рабочем посёлке Ручей в Усть-Кутском районе.

– Первым, рано утром, о произошедшем мне рассказал мой брат Виктор, который работает в эксплуатации как раз в том районе, – вспоминает Сергей Николаевич. – «У нас тут линию повредили, – говорит. – Опору нужно будет ставить. Скорей всего будут в ООО «ЛЭМ» обращаться, так что готовься, наверное, снова тебя вызовут.» А потом меня уже начальник строительного участка вызвал. Дали минимальное время на сборы, выделили автомобиль и отправили в Братск, сразу в аэропорт. К тому моменту уже все необходимые авиабилеты были куплены: сначала в Москву, потом сразу в Санкт-Петербург. Спустя сутки мы на строительной базе в Ленинградской области присматривали необходимый такелаж.

Опора также была из разряда V-образных, или «балерина», как мы их иногда в своём кругу называем. Правда, полегче, чем на Алтае – 11 тонн, если не ошибаюсь. Коллеги из эксплуатации к тому моменту уже привезли со склада новую опору и начали её собирать. Особых проблем с подъёмом опоры и здесь не возникло, хотя, честно скажу, на этот раз волновался немного больше, чем обычно – много лишнего народа на объекте присутствовало, а я как-то не люблю находиться в зоне особого внимания.

 

 

После установки опоры руководство разрешило мне до конца майских праздников побыть дома. Командировка, получается, превратилась в мини-отпуск.

 

На вахте нянек нет

Бригадиром Сергей Николаевич Волохович работает с 2000 года. Строгим себя не считает. Новичкам всегда старается всё рассказать, показать на личном примере. Обычно, говорит, этого бывает достаточно.

– Ну бывает, когда кто-то начинает реально тупить, и ругнёшься в сердцах, – улыбается Сергей Николаевич. – «Ребята, ну неужели нельзя запомнить, ну делаем же по сути одно и то же изо дня в день!» Но это редко бывает. В основном люди понимают, что никто здесь с ними нянчиться не будет, и хорошо выполняют возложенные на них задачи. Все ведь знают, зачем они сюда, в такую даль, ехали.

Текучка в бригаде есть, конечно. Особенно это механизаторов касается. Уходят по возрасту. Из тех, с кем начинал работать, остались единицы. На замену часто берут из местных. Они могут быть отличными специалистами, но с нашей спецификой никогда не сталкивались. Приходится весь багаж знаний, который сам я годами набирал, в максимально короткие сроки им выдавать и в основном в процессе работы. На углублённую учёбу времени просто нет – сжатые сроки строительства объектов ведь никто не отменял.

Кстати, в начальники я никогда не рвался. Даже и не думал, чтобы пойти получать высшее образование и потом уйти в инженерно-технические работники. Ну не моё это – с документами работать. Я – электролинейщик. Именно здесь, на строительных участках, вдали от цивилизации, всегда чувствовал себя на своём месте. Некоторые ребята, когда-то работавшие у меня в бригаде, сейчас занимают должности мастеров, прорабов и даже начальников строительного участка. Со всеми у меня остались отличные отношения.

Что касается самых близких мне людей, жены и дочери, то они с пониманием относятся к моему режиму работы – уже давно к нему привыкли.