Микробы как дети, их нужно кормить

Сотрудники бактериологической лаборатории – о том, зачем выращивать «вредные» микроорганизмы

Международный день специалиста по лабораторной диагностике отмечается 15 апреля. Сотрудники лабораторий «добывают» для лечащих врачей такую информацию из глубины организма, на основании которой уже назначаются лечение пациента или дополнительные исследования. В Ивано-Матренинской детской клинической больнице первая лаборатория появилась более 100 лет назад, когда в медучреждении построили «заразные бараки». В 1910–1911 годах в Иркутске бушевали такие инфекции, как скарлатина, дифтерия, корь, брюшной тиф, дизентерия, энтероколит и т.д., особенно часто болели дети. В одном из бараков и открыли бактериологическую лабораторию.

В 50-х годах штат бактериологов расширился – увеличилось количество кишечных инфекций, лаборатория выполняла работу по их диагностике. С развитием микробиологии, с появлением новых бактериологических методов и методик увеличивался спектр проводимых исследований. В 1974 году был открыт новый корпус больницы, и лаборатории выделили отдельное помещение, рассчитанное на производство 25 000 анализов в год. Оборудование, реактивы и лабораторную мебель перевозили в новые кабинеты на лошади, которая была главным транспортом в детской больнице в те годы.

Работавшая в то время врач-бактериолог Нина Ефимовна Локтева с улыбкой вспоминала, что лошадь в свободное от работы время приходила к открытому окну лаборатории на 1-м этаже и засовывала внутрь любопытную морду.

Сами разрабатывали методики

Клинико-диагностическая лаборатория появилась гораздо позже – первые сведения о ее работе датированы пятидесятыми годами прошлого века. Известно, что она располагалась на первом этаже хирургического корпуса и занимала три комнаты. Из оборудования были монокулярные микроскопы, фотоколориметр, гемометр Сали, сухожаровой шкаф. Все анализы выполнялись «вручную», нередко по самостоятельно разработанным, не утвержденным МЗ СССР методикам. В то время делали около 30 видов различных исследований. Сохранились данные 1954 года: тогда в лаборатории выполнили 71772 анализа. Спустя 68 лет, за 2022-й год специалисты клинико-диагностической лаборатории выполнили 631 000 анализов – это около 2 тыс. исследований в день!

Сейчас у нас шесть подразделений: две экспресс-лаборатории, две плановые клинико-диагностические, биохимическая и иммунологическая лаборатории, в которых производятся общеклинические, биохимические, иммунологические, иммуносерологические и химико-токсикологические исследования, – объясняет заве- дующая клинико-диагностической лабораторией ОГАУЗ ГИМДКБ Надежда Николаевна Димова.В одних отделениях забор крови производят наши сотрудники и доставляют материал в лабораторию, в других – персонал отделений. Мы производим сортировку, обработку и вносим результаты анализов в систему, где врачи- клиницисты видят их в электронной истории болезни.

«Дикий» микроорганизм

И если в клинической лаборатории исследования производятся достаточно быстро, то специалистам бактериологической лаборатории нужно гораздо больше времени.

Многие спрашивают, почему наши исследования длятся так долго? Потому что мы работаем не с материалом, который взят у пациентов, а с микроорганизмами, которые содержатся в этом материале. Они живые, и мы обязательно должны знать их привычки, пищевые потребности, условия, в которых они могут и не могут жить, – объясняет заведующая баклабораторией Марина Васильевна Сухорева. – Микробы как дети, их надо правильно и вовремя накормить, чтобы они выросли. А растут они иногда долго, поэтому и анализы не укладываются в одни сутки.

Микроорганизмы сами по себе очень нежные и капризные. Чтобы сотрудники бактериологической лаборатории смогли правильно их посеять, инкубировать и определить чувствительность к антибиотикам, которые помогут пациенту справиться с инфекцией, важно, чтобы исходный материал был взят качественно и правильно, а также вовремя доставлен.

Скорость роста микроорганизмов зависит от нескольких факторов. Например, микроорганизм бывает природный или «дикий» – это значит, что на него никто никогда никакими лекарствами не действовал, и в предложенной ему в лаборатории питательной среде он вырастает быстро, – рассказывает Марина Васильевна.А микроорганизмы, взятые у длительно лечащихся пациентов с хроническими заболеваниями, которых лечили и химическими веществами, и антибактериальными препаратами, под воздействием всего этого изменяют свои свойства: среда обитания заставляет их вырабатывать защитные механизмы, и в лаборатории они растут намного дольше. Например, синегнойная палочка в обычном своем состоянии может вырасти через сутки, а у пациента с хроническим заболеванием – через семь суток.

Виноградные гроздья и китайские иероглифы

Величина микроорганизмов измеряется в микрометрах. Некоторые из них можно увидеть в обычный световой микроскоп, другие – только в электронный. Кроме того, микроорганизмы бесцветны, и чтобы рассмотреть их реальные форму (это значение при диагностике), их нужно окрасить. У живых микроорганизмов микробная стенка плохо пропускает краситель, поэтому мы окрашиваем уже неживые по методу Грама, и грамположительные становятся синими, грамотрицательные – красными, – говорит Марина Сухорева.И форма у всех разная. Стафилококки выглядят как виноградные гроздья, состоят из крупных шариков, стрептококки – как цепочка из более мелких шариков, а некоторые бифидобактерии похожи на китайские иероглифы.

Главная задача сотрудников бактериологической лаборатории – не только определить вид микроорганизма, но и выяснить, каким антибиотиком его можно «победить», то есть определить чувствительность к тому или другому антибактериальному препарату и дать рекомендации лечащему врачу. Иногда микроорганизмы в течение своей жизни и неправильного лечения пациента вырабатывают настолько сильные механизмы устойчивости к лекарствам, что воздействовать на них можно только комплексно, например, сразу двумя антибиотиками: один воздействует на клеточную стенку, помогая проникать второму антибиотику, а второй – на другую структуру микробной клетки.

Работа в лаборатории сложная, но интересная. Нужно знать биологию, химию, физику, иметь медицинское образование, уметь выстраивать логические цепочки и делать выводы, обращаться с различной техникой – от микроскопов до компьютерных программ последнего поколения. И самое главное – понимать, что все исследования помогают стать детям здоровыми.