«Алешка» и черный кабинет

Кукольный театр – огромный, сказочный мир. В мастерской стрекочет швейная машинка, а вдоль стен выстроились «актеры» из папье-маше и ткани в ожидании выхода на сцену. В любительском театре кукол из Ангарска «Алешка» школьники, начиная со второго класса, готовят спектакли. О закулисье театра и не только мы поговорили с руководителем театра «Алешка» Алексеем Пермяковым.

 

В ЗАКУЛИСЬЕ

Слово «кукольник» имеет два значения. Так называют людей, создающих «актеров» для кукольного театра, и артистов, управляющих куклами. Творческая мастерская любительского театра кукол «Алешка» насчитывает несколько персонажей – перчаточные, тростевые, марионетки и планшетные.

В школу № 4 Ангарска Алексей Пермяков пришел пять лет назад, можно сказать – в этом году у театра «Алешка» юбилей. Однако сам руководитель берет за точку отсчета спектакль, показанный в 2019 году.

– Окончил Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусства в Улан-Удэ по специальности «художественный руководитель театрального коллектива» у Леонида Владимировича Беспрозванного, – рассказывает Алексей Пермяков. – Очень люблю работать руками, мастерить. И когда пришел в школу, занялся куклой. Собственными руками все изготавливаем. Когда в голове рождается спектакль, сразу начинаешь думать: какой конструкции будут куклы – тростевые, либо актер будет в открытую с ними работать.

Для пробного спектакля «Свистать всех наверх» Алексей Пермяков обшивал кукол самостоятельно. «Но я та еще швея!» – отмахивается мужчина, показав нам кукол. Сейчас механизм изготовления отработан: пластилиновая основа, затем слой папье-маше – вот и готова голова. Друзья Алексея помогают раскрашивать кукол.

– Нынче, работая над спектаклем «Кошкин дом», посотрудничали с педагогами художественной школы. Костюмы нам для него шьет работница школы, – добавил Алексей. – Я не позволяю пока ребятам мастерить кукол, может быть, это мое упущение. Но кое-какие куклы-сувениры они уже пробуют сделать. По кукловождению мы с ними работаем, репетируем. У меня несколько групп, и каждая делает свой спектакль. Есть ребята, которые совсем недавно пришли в наш коллектив, есть и те, которые уже не первый год занимаются. Некоторые уже студенты, многие скоро закончат учиться и разлетятся кто куда. С этим составом мы участвуем во всех фестивалях.

 

ОЖИВИТЬ КУКЛУ

Первый полноценный спектакль любительского театра кукол называется «Лев Васька». За основу взяли произведение Павла Морозова.

– Раньше было проще с авторством, брали и делали, а теперь все сложнее, и я знаю некоторые театры, которые столкнулись с этой проблемой. Слава богу, у нас удачно все сложилось, автор согласился на использование произведения и лично пожелал нам удачи. Потом мы ему и видео, и фото отсылали. В этом спектакле используется система тростевых кукол. Такая кукла за счет управления с помощью трости может намного больше, чем перчаточная. К слову сказать, такие куклы очень любимы в театре кукол Образцова.

 


Спектакль «Лев Васька»

 

Репертуар для своего театра Алексей Пермяков предпочитает создавать на основе прозы: сказок, повестей. Хотя есть и пьесы – тот же «Кошкин дом» Самуила Маршака. У «Алешки» в основном детская аудитория, но понемногу начинаются репетиции по более взрослым произведениям: «Карлсон» и «Черная курица». Часть кукол уже сделана и ждет своего часа.

В «Алешку» отбора нет, прийти может каждый школьник. Но как отмечает Алексей Пермяков, в процессе работы неизбежно происходит отсев.

– Слово «любительский» от слова «любить», – уверен наш собеседник. – Дети видят театр сказкой, все красиво, необычно. Но ребята наиграются за первые две-три недели, а когда начинается работа, то животики болят, еще какие-то дела появились. Понятно, что человек уже не задержится в театре, а останутся те, кто влюбится в это дело, кому будет интересен сам процесс оживления куклы, что-бы она могла передавать эмоции, могла жить на сцене. Вот это и есть волшебство театра кукол. Если человек понимает это и хочет этим заниматься, то он будет в театре. Я бы очень хотел, чтобы кто-нибудь из ребят после школы поступил на это направление. Действительно, очень надо любить это дело, чтобы заняться по-серьезному.

 

ГЛАВНОЕ – УЧИТЬСЯ

В канун Международного дня кукольника в Иркутске прошел областной фестиваль любительских кукольных театров «Петрушкины каникулы». Театр Алексея Пермякова с постановкой «Свистать всех наверх» получил Гран-при.

– Мы с самого начала своей творческой деятельности принимаем участие в этом фестивале: сначала были участниками, потом дипломантами. И вот Гран-при. И теперь даже не знаю, как не опустить эту планку! – смеется Алексей Пермяков. – Очень рады, конечно, что нас оценили, признали нашу работу. Это очень хорошая площадка: ведь это профессиональный театр кукол. Детям интересно побывать на экскурсии, просмотреть другие коллективы, поучиться у них. Педагоги дают мастер-классы. Это, наверное, самое главное в фестивалях, что можно поучиться.

Еще «Алешка» каждый год принимает участие в фестивале любительских театров «Театральная осень на Байкале» в поселке Утулик. А в апреле в Ангарске пройдет фестиваль «Ангарская оттепель», посвященный 90-летию со дня рождения Леонида Беспрозванного. На сцене ДК «Нефтехи-мик» соберутся соратники и ученики мастера, и Алексей Пермяков со своим театром обязательно примет в нем участие, поскольку является его учеником.

– Есть замечательный спектакль у «Аистенка» по Александру Вампилову «Утиная охота. Сны Зилова». Я вообще не думал, что можно так сделать! Три раза смотрел! Смотришь на профессионалов и хочется подтянуться, чтобы и у моих ребят был такой уровень.

 


Самые сложные куклы в «Алешке» для спектакля «Черная курица»

 

Пока что спектаклем мечты остается «Черная курица» по мотивам повести Антония Погорельского. Эти куклы – самые сложные и, как говорит Алексей Пермяков, наиболее похожие на профессиональные театральные куклы. В его руках оживает премьер-министр подземного королевства, двигаются глаза, открывается рот – все благодаря специальному механизму, спрятанному в голове куклы.

– Во многих школах есть театры, но, к сожалению, зачастую нет своего помещения, – сетует руководитель «Алешки». – А у театра должен быть дом – место для хранения декораций и реквизита, мастерская. Хорошо бы, чтобы в каждой школе было такое. Актовый зал убивает атмосферу, у каждого театра должен быть свой черный кабинет.