Далеко и дорого?

Производители стройматериалов не рискуют заходить на монгольский рынок

В Иркутске, на площадке Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири состоялись переговоры региональных производителей стройматериалов и продуктов питания с представителями строительного комплекса Монголии и владельцами нового торгового центра в Улан-Баторе.

От Иркутской области участвовали четырнадцать производителей продуктов питания и десять компаний по производству строительных и отделочных материалов, замминистра сельского хозяйства Марина Кожарина и представитель министерства экономического развития и промышленности Михаил Серебренников.

Монгольская компания «МанлайИнвестмент ХХК», которая возвела в Улан-Баторе современный торговый центр «Фуд Сити», предлагает бизнесу Приангарья арендовать здесь площадь. Монголы предполагают, что поток покупателей в новом центре будет расти: застройка нового микрорайона активно продолжается, строятся элитное жилье и административные здания. Недавно сюда переехала мэрия Улан-Батора.

По словам Ц. Эрдэнэбилэг, вице-президента Объединенного союза строителей Монголии, в стране с каждым годом растет спрос на продукты питания и строительные материалы, а российские и, в частности, товары из Иркутской области являются символом качества. Владельцы ТЦ заинтересованы в открытии павильонов с товарами под брендом Иркутской области.

– Наша задумка сделать магазин «Все для дома» с возможностью оптовых продаж, – уточняет господин Эрдэнэбилэг. – А изюминка в том, что мы бы хотели открыть павильоны, витрину Иркутской области. Получится экспоцентр с небольшой торговлей. Планируется, что рядом разместится Бурятия и, возможно, Алтайский край. В радиусе пяти километров от ТЦ есть складские помещения под стройматериалы. Пока планировка помещений свободная, мы готовы выслушать ваши предложения.

Рассмотрев условия ТЦ – полгода бесплатной аренды и скидка в 40% на следующий год, иркутские пищевики уже готовы представить свою продукцию под единым региональным брендом Baikalnatural. Бренд создан по инициативе Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири и зарегистрирован экспертами Палаты для использования на территории России, Монголии и Китая. Собственником товарного знака Baikalnatural является правительство Иркутской области.

А вот производители стройматериалов пока настроены скептически. Дело в том, что строительные материалы занимают много места, а значит, требуют больших расходов на транспортную и складскую логистику. Неизбежны и затраты на анализ рынка, технику, обучение сотрудников и рекламу. По словам Глеба Снимщикова, руководителя по развитию ООО УК «Палп Норд» (производитель фанеры), открывать свое представительство в Монголии невыгодно:

– Если нам сесть в отдельных павильонах: фанера, гипсокартон, кирпич, то помимо выставочного помещения должен быть склад. Понимаете, если мы завезем хотя бы по одному выставочному экземпляру каждого вида своей продукции, а это 4,5 тысячи артикулов, то одни займем две тысячи квадратных метров из имеющихся сейчас в этом торговом центре под строительные материалы 2,6 тыс. квадратов.

– В свое время наше предприятие имело представительство в Монголии, большую базу, комплексно занимавшуюся строительными материалами – фанерой, утеплителями, кирпичом. Это немалые вложения, в том числе в рекламу, – согласен Алексей Игнатенков, генеральный директор ООО «Иркутский керамический завод». – Идея по павильону иркутских товаров хорошая, но на данном этапе, если поодиночке открываться, реализовать ее не получится.

У Ольги Саваткиной, начальника службы по логистике и закупкам ООО «Кнауф Гипс Байкал», другое мнение:

– Мы не первый год поставляем гипсокартон и сухие строительные смеси в Монголию. Нам интересны новые места сбыта, и мы готовы передать это предложение коллегам для продолжения переговоров. Можем и ассортимент расширить, в том числе поставки гипсового камня, который раньше Монголия закупала у нас, а сейчас, вероятно, берет из Китая.

По мнению руководителя производственно-строительной компании «Эксклюзив» из Ангарска Виталия Кузьменко, одной компании открывать павильон очень затратно из-за невозможности обеспечить достаточный ассортимент:

– Фактически открываешь не павильон, а целое представительство. Сложность и в том, что непонятно, как продукцию примет рынок. Однажды мы решили в разных точках Иркутска открыть три фирменных павильона по тридцать квадратов каждый. Поработали, посчитали – невыгодно, а выгодно минимум 10–15 павильонов за раз открывать. У нас очень хороший с международным признанием продукт, постоянно получаем золотые награды. Но в один торговый центр и с одним павильоном заходить смысла нет. Актуальнее иметь единый склад и местную компанию-дистрибьютера из Монголии, которая бы торговала продукцией из Иркутской области, а мы поставляли сборный груз по одной логистике. Готовы обеспечивать объемы и поставку, мощности предприятий это позволяют.

Идею о том, что нужна компания-дистрибьютер, зарегистрированная в Монголии, поддерживает и Ольга Саваткина. Она считает, что такая схема удобна всем участникам, включая представителей торгового центра и покупателей:

– Мы готовы изучить возможность представления своих выставочных образцов в монгольском торговом центре с последующей покупкой нашей продукции у компании- партнера, зарегистрированного в Монголии юридического лица. Благодаря этому у нас не будет операций, связанных с розничной торговлей и содержанием складов. Вы представляете продукцию Иркутской области, мы ее рекламируем, здесь же в ТЦ ее можно приобрести. Также можно в гипермаркетах стройматериалов реализовать нашу продукцию. Или можете пригласить наших дистрибьюторов в качестве арендаторов, если они заинтересуются.

Владимир Саловаров, директор департамента поддержки предпринимательства и внешнеэкономической деятельности ТПП ВС считает, что осторожность иногда вредит самим предпринимателям:

– Несколько лет назад Торгово-промышленная палата для «Леруа Мерлен» организовывала переговоры с руководителями региональных компаний по производству стройматериалов, а те не соглашались на ценовое предложение, отрицая возможность в будущем компенсировать это объемами продаж. В итоге многие из участников того переговорного процесса отказались, а теперь хотели бы попасть в эту торговую сеть, да не могут, потому что в нее уже зашли другие производители.

Выслушав аргументы иркутских предпринимателей, вице-президент Объединенного союза строителей Монголии Ц. Эрдэнэбилэг предложил продолжить обсуждение высказанных предложений. По его словам, предприниматели из Бурятии тоже не согласны с возникающими накладными расходами. Тем не менее монгольская сторона по-прежнему заинтересована в том, чтобы представить в новом уланбаторском ТЦ продукцию из Иркутской области и Республики Бурятия.

Переговоры будут продолжены в последнюю декаду марта, когда для ознакомления с предложениями монгольской стороны в Улан-Батор прибудет большая делегация Приангарья, которую возглавит губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.