Медицина онлайн: почему система дает сбой?

Главной темой Депутатского штаба при Законодательном Собрании Иркутской области стала доступность цифровых услуг в медицине. На заседании также разобрали проблемы, с которыми сталкиваются больницы и поликлиники при работе на единой цифровой платформе (ЕЦП). Обсуждение вопросов состоялось под председательством спикера областного парламента Александра Ведерникова.

 

Личный опыт

Открывая заседание, спикер Заксобрания поделился личным опытом использования цифрового сервиса. Он сообщил, что пробовал через Госуслуги и региональный портал «К врачу 38» записаться на прием и диспансеризацию. Признался, что не все получилось.

– До начала заседания вместе с коллегами пытались вызвать врача ребенку. Написано: «не сработало». Почти во всех вкладках висит сообщение, что сервис минздрава работает с перебоями. И это в Иркутске, а как быть жителям отдаленных территорий? Поэтому мы хотим разобраться, как переход на цифровую платформу отразился на работе медицинских учреждений, с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться пациентам и врачам, – пояснил Александр Ведерников.

 

На 77-м месте

По словам министра цифрового развития и связи Иркутской области Игоря Рыморенко, практически все медучреждения на территории региона, включая ФАПы, подключены к защищенным многопотоковым каналам связи. Через цифровую систему осуществляется дистанционная запись пациентов на прием к врачам, передаются данные медицинских обследований и консультаций в личные кабинеты жителей на Госуслугах, а также проводятся врачебные консилиумы. Ведется работа по формированию электронных медкарт, которые будут доступны в личном кабинете на Госуслугах.

 

 

Заместитель министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов рассказал, что по данным портала федеральной регистратуры, в региональном здравоохранении наблюдается положительная динамика по доступности дистанционной записи пациентов. Если в конце 2021 года этот показатель составлял 11,6%, то через год он поднялся до 26%. Однако пока по цифровизации учреждений здравоохранения Иркутская область занимает лишь 77-е место среди российских регионов.

 

 

Платформу сменили, вопросы остались

Сотрудники компаний, работающих в системе ОМС, привели примеры, когда жители столкнулись с трудностями при записи к врачу по интернету. Несмотря на то что новый сервис работал с перебоями, в регистратурах медучреждений пациентов настойчиво направляли именно через него регистрировать свой визит к терапевту или узкому специалисту. Об этом рассказала Кристина Сосова, директор Иркутского филиала «СОГАЗ-Мед». По ее словам, наибольшее количество обращений с жалобами на цифровую услугу пришлось на октябрь прошлого года, когда случился переход на ЕЦП.

– Первой причиной по ограничению доступности медицинской помощи стал отказ пациентам в записи при обращении в регистратуру медорганизаций. Сотрудники регистратур настоятельно рекомендовали записываться для получения медуслуг исключительно через портал Госуслуги в личном кабинете. В таких случаях граждане обращались в страховую компанию, и доля таких обращений составила 52%. Следующая трудность – неактуальные сведения, имеющиеся в базах медицинских организаций, – пояснила Кристина Сосова.

Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Александр Гаськов обратил внимание, что предыдущая электронная система, через которую осуществлялась запись к врачу, действовала в регионе почти десять лет. Потом было принято решение заменить программное обеспечение на новое.

 

 

– Первопричина всех этих наших проблем в том, что кто-то решил перейти на новый продукт. Предыдущую платформу внедряли с 2013 года. Сегодня с нуля начинаем осваивать другой сервис. Вместе с тем врачи работают в трех программах. Занесение данных отнимает у них силы и время, многие не выдерживают и уходят. Единая цифровая платформа будет работать только тогда, когда будет полная укомплектованность врачебными кадрами, – подчеркнул Александр Гаськов.

 

Работы врачам прибавилось

Аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ольга Ризман сообщила, что проблемы с цифровизацией здравоохранения в регионе не связаны только с переходом на новую платформу. К этому направлению в медицине было много замечаний и раньше. По ее словам, многие заявленные мероприятия по цифровизации и информатизации так и не были выполнены. Аудитор отметила, что в ряде муниципалитетов отсутствует межведомственное электронное взаимодействие между медицинскими организациями и учреждениями медико-санитарной экспертизы, которое, например, выдает заключение для присвоения категории инвалидности человеку. Проверки КСП показывают, что результаты проведенной медико-социальной экспертизы по-прежнему поступают в медицинскую организацию на бумаге.

 

 

– Еще один пример: в 2020 году была введена централизованная подсистема «Мониторинг беременных». Затрачено 13 млн рублей. При внедрении не предусмотрели ее интеграцию с региональной медицинской информационной системой. Получается, что врач дожен заносить всю информацию вручную. Если раньше на прием беременной пациентки тратилось около 15–20 минут, то сейчас – 30–45 минут, – привела пример Ольга Ризман.

 

Что показал опрос?

Депутатами областного парламента был инициирован опрос по существующим проблемам в муниципальных образованиях Иркутской области. Заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Артем Лобков сообщил, что из территорий поступили сообщения о нестабильной работе цифровой системы и в некоторых случаях ее полной остановке. Помимо этого, у медиков возникают сложности при формировании направления на оформление инвалидности, загрузке данных в санаторно-курортные карты, а также информации по диспансеризации и вакцинации. Также в некоторых лечебных учреждениях есть проблемы с программным обеспечением.

 

 

Депутаты также предложили представителям областного минздрава обратить внимание на доступность медицинской помощи в северных территориях, а также усилить работу по решению кадрового вопроса в здравоохранении.

По итогам Депутатского штаба принято решение о создании рабочей группы, которая подготовит постановление с рекомендациями правительству Иркутской области по улучшению работы Единой цифровой платформы.