Изучая родное наречие

Родной язык необходимо изучать с самого раннего возраста, считает педагог Осинского детского сада № 2 Наталья Спасова. Она одержала уверенную победу в окружном конкурсе в номинации «Лучший педагог родного языка».

 

Профессиональный смотр

В Усть-Ордынском Бурятском округе подведены итоги окружного межмуниципального конкурса «Лучший педагог этнокультурного образования дошкольной образовательной организации». Конкурс проводился администрацией округа в заочной форме по двум номинациям.

Это был не просто профессиональный смотр. В конкурсных заданиях в каждой номинации педагоги демонстрировали свое мастерство организации занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, применение современных игровых, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий.

– Конкурс среди педагогов дополнительного образования, от которых во многом зависит дальнейшее отношение детей к родному языку, проводится с 2014 года. Промежуток между конкурсами – два года, чтобы участники могли основательно подготовиться, разработать свои авторские методики. В ходе конкурсных мероприятий идет активный обмен опытом, а по итогам издаются сборники материалов, – рассказал заместитель губернатора Иркутской области – руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Анатолий Прокопьев.

 

«Я переживаю детство вновь и вновь»

Педагогический стаж Натальи Спасовой – 41 год. Интересные события, новые открытия, атмосфера радости и творчества – все это присутствует на ее занятиях, говорят родители.

Сама Наталья Николаевна ни разу не пожалела о выбранном пути. После окончания 9 класса она поступила в Боханское педагогическое училище, затем окончила филфак Иркутского госуниверситета по специальности «бурятская филология».

Она выросла в селе Онгой Осинского района, где все, от мала до велика, говорили на бурятском языке. Все свое уважение и любовь к родному наречию вложила педагог в личный опыт. Стать родноведом – это был сознательный выбор.

– Нет большего счастья, чем видеть распахнутые глаза детей, ждущие от тебя что-то нового, интересного. Работая с детьми, участвуя в их воспитании, я переживаю детство вновь и вновь. Для меня важна обратная связь, когда я вижу результат своей очень трудной, но в то же время интересной работы, – говорит педагог.

В своей работе Наталья Николаевна придерживается определенных принципов. К каждому ребенку необходимо находить индивидуальный подход, считает она. Всем детям нужно право на самостоятельный выбор, уверена педагог, развивая в каждом ребенке творческие способности и обязательно в каждом малыше видя личность.

На занятия Спасовой ходит 107 малышей. Родной язык дети изучают с азов. Их знакомят не только с азбукой и грамматикой родного языка, но с культурой и традициями бурят. И дети тянутся к родному наречию.

– Я радуюсь даже за самые маленькие победы, которые, быть может, станут той самой отправной точкой формирования настоящего гражданина своей страны, – говорит педагог. – Пока чувствую обратную связь с воспитанниками, считаю себя самым счастливым и нужным человеком!

В планах педагога – разработка собственных методик преподавания. Год назад Осинский детский сад № 2 выиграл конкурс, который помог оборудовать детское учреждение студией для создания мультфильмов на бурятском языке. Студия представляет собой комплект из профессионального станка-аниматора для создания мультфильмов методом кукольной анимации. И это тоже огромное подспорье в изучении родного языка, которое педагог намерена использовать в полном объеме.

 

Справка:

Доля образовательных организаций с изучением бурятского языка на территории округа, по сравнению с 2019 годом, увеличилась с 40,3% до 53%.

Сегодня бурятский язык изучается в 89 школах и 57 детских садах УОБО. Увеличивается количество школ и детсадов с языковой направленностью, параллельно идет работа по созданию и изданию учебно-методических комплексов нового поколения для школ.