Когда мошенники атакуют

Россия, по словам экспертов, сегодня самая атакуемая страна в мире. Чаще всего аферисты предлагают варианты инвестиций, покупки товаров и услуг, курсы личного роста, обороты набирает новая схема – справка о непригодности к военной службе. В Байкальском банке Сбербанка России состоялся круглый стол с представителями правоохранительных органов и финансовых экспертов, посвященный кибербезопасности и защите клиентов от мошенников.

 

Ловить аферистов стали чаще

По имеющимся данным, с начала СВО количество кибератак в отношении нашей страны выросло в 20 раз. Своими мишенями злоумышленники выбирают госорганы, финансовый сектор, оборонный комплекс, предприятия топливно-энергетического комплекса, авиакомпании и т.д. Под ударом оказываются и физические лица. Свыше пяти тысяч преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий зафиксировано в Иркутской области по итогам девяти месяцев текущего года. Из них краж – 1933, мошенничеств – 2405. Аферистам удалось заполучить 772 млн рублей, в прошлом году сумма ущерба составила 521 млн рублей.

– В одиночку с киберпреступностью никто не справится. Правоохранительные органы вместе с банками ведут работы в этом направлении. Это видно на примере раскрываемости киберпреступлений – в этом году их 225, что на 75% больше, чем в прошлом, установлено 92 преступника, что в два раза больше прошлогоднего показателя. Положительная динамика есть по возмещению ущерба. В этом году гражданам возвращено 8,5 млн рублей, в 2021 году – эта сумма составила 2,5 млн рублей, – сообщил Андрей Жбанов, полковник полиции, начальник управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Иркутской области.

 

Будьте всегда на чеку!

Жертвами аферистов становятся не только обычные граждане, но и бухгалтера, сотрудники правоохранительных органов, банковские служащие. Во многом это становится возможным благодаря использованию ИТ-технологий. Злоумышленники чаще всего представляются сотрудниками прокуратуры, Следственного комитета и службы безопасности банка.

Участники дискуссии рассказали, что они также получают звонки от аферистов. Председатель Байкальского банка Сбербанка Александр Абрамкин привел свой пример. Ему позвонил некий майор из Следственного комитета Москвы. В итоге разговор закончился тем, что мошенник сам бросил трубку.

– Сейчас широко используются возможности искусственного интеллекта. Популярность набирает дипфейк, технология синтеза изображения и голоса, основанная на искусственном интеллекте, где внешность или голос одного человека заменены внешностью или голосом другого. Поэтому нельзя расслабляться ни на минуту. При любых обстоятельствах будьте бдительны, – отметил Александр Абрамкин.

Владимир Бабиков, начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области, обратил внимание, что растет число случаев с подменой номеров. Мошенники используют телефонные номера одних потенциальных жертв для дальнейших действий в отношении других.

Свои опытом поделился зампредседателя Байкальского банка Сбербанка Дмитрий Жоров. Поступил звонок, и мошенник пытался убедить, что кто-то воспользовался его доверенностью для снятия денег. Сотрудник банка попросил перезвонить, так как был занят. После такого ответа аферист исчез.

– Телефонные мошенники хорошие психологи и с легкостью втираются в доверие. Злоумышленники умеют пользоваться моментом, их звонок может застать человека врасплох, когда он больше всего уязвим. Сегодня действует уже новая схема обмана, которая появилась после объявления о частичной мобилизации. За определенную сумму мужчинам, подлежащим призыву, предлагают оформить справку о непригодности к военной службе. Получив деньги, аферист больше не выходит на связь, – пояснил Дмитрий Жоров.

Наряду с новыми продолжают действовать и уже известные схемы мошенничества. Например, блокировка аккаунта, когда злоумышленники рассылают письма от имени разных онлайн-сервисов с угрозой, что ваш аккаунт будет заблокирован из-за подозрительных действий. Пользователи звонят по указанным номерам, оператор объясняет, что надо сделать чтобы не попасть в черный список. Эксперты призывают не торопиться с перечислениями. Любую информацию необходимо проверять.

 

Финансовая грамотность – лучшая профилактика

Для профилактики кибермошенничества правоохранительные органы порой используют креативные решения. Начальник управления экономической безопасности ГУ МВД РФ по Иркутской области, полковник полиции Павел Герасимов привел пример, когда на упаковках с молоком появилась информация о мерах профилактики по борьбе со злоумышленниками. Кроме того, с правоохранителями сотрудничают водители такси, которые оперативно сообщают информацию обо всех подозрительных случаях.

 

 

Бдительность проявляют и сотрудники банка. В этом году в Тулуне удалось пресечь попытку оформления кредита на 500 тыс. рублей, который мужчина брал с целью передать мошенникам. Сотрудник филиала Байкальского банка Сбербанка Ольга Власова обратила внимание, что у клиента слишком часто звонит мобильный телефон, на его экране высвечивались номера, с подобных которым могут звонить аферисты. Был конец рабочего дня, и мужчину попросили дооформить кредит на следующий день. Сотрудники банка предупредили полицию и общими силами удалось предотвратить похищение.

Еще одна история со счастливым концом произошла в Иркутске. Менеджер ипотечного кредитования банка Александра Труцук оперативно среагировала, когда получила информацию, что на квартиру, которую хотели продать клиентам, оформившим ипотечный кредит, имеются права предыдущего владельца. Сделка приостановили. Продавцу не удалось обманным путем получить деньги.

– Жителям звонят якобы сотрудники банков, убеждая перевести деньги на «безопасный, резервный, специальный счет» для обеспечения их сохранности. Обращаю внимание, что банки не звонят с такими предложениями! Если вы поняли, что говорите с мошенником, то прекратите разговор, на повторные звонки не отвечайте. Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону сведения о своей банковской карте, – подчеркнул Владимир Бабиков.

Каждый месяц по линии Сбера в Иркутской области удается предотвратить мошеннических схем в отношении клиентов на сумму до 3 млн рублей. Банк предлагает своим клиентам различные сервисы, благодаря которым клиенты могут обеспечить сохранность своих средств. Но этого в современных условиях недостаточно. Необходимо повышать свою финансовую грамотность и быть начеку в отношении своих персональных банковских данных. Недавно Сбер сделал еще один шаг в этом направлении: запустил «Кибрарий» – первую и самую подробную библиотеку знаний для повышения уровня киберграмотности граждан России. Этот онлайн-ресурс поможет людям подробнее узнать о киберугрозах, схемах мошенничества, защитить свои сбережения и конфиденциальные данные от киберпреступников.