Казначейству России – 30 лет

В декабре Казначейству России исполнится 30 лет. Вступив в новый исторический этап для нашей страны, федеральная структура сумела пройти интересный путь по становлению, развитию и совершенствованию казначейской системы. О том, какие за последнее время удалось реализовать проекты, а также внедрить и освоить передовые технологии для обеспечения надежности государственной казны в интервью газете «Областная» рассказала руководитель УФК по Иркутской области Мария Малышева.

 

Единство бюджетной кассы

– Мария Александровна, первые казначеи были уже в Древней Руси. При Петре I появилась Счетная или Казначейская контора. С приходом к власти большевиков в 1918 году история Казначейства временно прервалась. Почему в 1992 году было принято решение вновь его возродить?

– О казначейской системе, которая была в нашей стране до революции, вспомнили, когда в России произошли кардинальные изменения, связанные с событиями 1991 года. Тогда прекратил свое существование государственный бюджет, вместо Государственного банка был создан Центральный банк РФ, в число приоритетных задач которого не входило исполнение федерального бюджета. Министерство финансов РФ фактически утратило контроль за бюджетными средствами. Поэтому указом президента 8 декабря 1992 года было образовано Федеральное казначейство, перед которым поставлена задача по созданию эффективной системы управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, контроля за целевым использованием государственных средств.

 

– Какие события в истории Казначейства, на ваш взгляд, определили вектор его развития?

– Их много, но постараюсь выделить главные. Одним из важных событий первых лет стоит назвать процесс перевода государственных средств из банков на счета казначейства. Этим обеспечивалась сохранность бюджетных средств, гарантировались выплаты по обязательствам федерального бюджета. В 2000 году был введен в действие главный нормативный документ – Бюджетный кодекс РФ.

Революционным стало утверждение Концепции Единого казначейского счета. На этом счете аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются операции по его исполнению, что позволяет получать оперативную информацию о доходах и расходах в целях принятия управленческих решений, сократить срок прохождения средств от плательщиков налогов до бюджетов, снизить потребность бюджета в заемных средствах.

К ключевым технологиям стоит отнести автоматизацию процессов, полномасштабное внедрение юридически значимого электронного документооборота с применением электронной подписи. Их внедрение Федеральным казначейством позволило отказаться от предоставления документов на бумажных носителях и перейти к оцифрованным платежам.

Не менее важным стал перевод бюджетов субъектов страны и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства, а с 2014 года – бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда медицинского страхования. Таким образом, был реализован основной казначейский постулат – единство бюджетной кассы. С 2016 года наряду с функциями по обеспечению исполнения и обслуживания бюджетов Федеральное казначейство занимается финансовым контролем по целевому использованию бюджетных средств.

 

На принципах прозрачности и открытости

– Что нового в деятельности казначейства сегодня?

– Прежде всего, стоит сказать о трансформации платежной системы, которая произошла с 1 января 2021 года, когда были закрыты десятки тысяч счетов территориальных органов казначейства в банке, и теперь функционирует только один казначейский счет. Такая технология позволила Казначейству внедрить новые механизмы по управлению ликвидностью в части привлечения и размещения средств, по зачислению доходов от управления остатками средств на счета бюджетов субъектов. В результате на счет областного бюджета Иркутской области за прошлый год и прошедший период текущего года поступило около 2,5 млрд рублей, что является источником дополнительных расходов.

Принципиально новый инструмент – казначейское сопровождение целевых средств, которое распространяется на исполнителей государственных контрактов. Мы проверяем факт поставки товаров и выполнения работ до совершения оплаты.

Еще один этап нашей современной истории, который начался три года назад, – поэтапная передача органам Федерального казначейства полномочий по учету и отчетности. Теперь мы являемся не только кассиром и контролером государства, а также казначеем и бухгалтером для федеральных учреждений.

Глобальным в развитии информационных технологий последние годы является внедрение информационной системы «Электронный бюджет» и Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). Это обеспечивает прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, внедрение цифрового документооборота между всеми участниками закупочного процесса.

 

– Как осуществляется взаимодействие с правительством региона, с органами муниципальной власти?

– Командная работа – так бы я коротко ответила на этот вопрос. Все доходы и все операции по расходам областного бюджета и бюджетов муниципалитетов учитываются на счетах казначейства. Правительством Иркутской области выбран базовый порядок казначейского обслуживания исполнения бюджета региона, а 190 администраций муниципальных образований области выбрали порядок полного казначейского обслуживания, благодаря чему достигается особая прозрачность процесса на всех этапах исполнения бюджета.

Кроме того, через Управление осуществляется перечисление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджету региона из федерального бюджета и местным бюджетам из бюджета Иркутской области. Только в 2021 году из государственной казны наш регион получил 56,2 млрд рублей, и только за истекший период 2022 года объем таких средств составил уже 54,8 млрд рублей. Это и средства на национальные проекты, в контроле за которыми также участвует казначейство.

Также Федеральное казначейство в лице Управления задействовано в предоставлении бюджетных кредитов. Данный механизм позволяет Иркутской области и муниципалитетам восполнять возникающие временные кассовые разрывы между доходами и расходами бюджетов, замещать дорогостоящие коммерческие кредиты на бюджетные. Наш регион активно привлекает бюджетные кредиты с 2014 года. За указанный период региону и муниципальным образованиям области предоставлено 68 краткосрочных кредитов на сумму более 151 млрд рублей. Расчетная сумма экономии для бюджетов от уплаты процентов за этот период составила около 1,7 млрд рублей.

 

Кого берут в казначеи?

– Можете нарисовать портрет работников казначейства? Кого берете в штат?

– Если привести пример собирательного образа наших сотрудников, то это специалист, имеющий высшее экономическое или финансовое образование и стаж работы в системе государственных органов от 15 до 25 лет. Около 80% коллектива – женщины. Хочу подчеркнуть, что за приведенной статистикой – преданные своему делу, высокопрофессиональные сотрудники, стоящие на страже российской казны. А еще Управление является активным участником общественной жизни – сотрудничаем с ОНФ, поддерживаем благотворительные и экологические акции, участвуем в субботниках.

 

– Насколько строгий отбор проходит кандидат при трудоустройстве на работу?

– Кандидаты проходят достаточно тщательный и серьезный отбор, что позволяет формировать кадровый состав, способный решать задачи, которые ставит государство перед Казначейством. Ежегодно мы принимаем в свои ряды в том числе и выпускников вузов, не имеющих опыта работы. Теоретические знания, стремление профессионально развиваться и готовность самосовершенствоваться для молодежи открывает перспективы успешного карьерного роста.

 

– В преддверии грядущего юбилея, что можете пожелать своим коллегам и сотрудникам?

– Уважаемые ветераны казначейства, дорогие коллеги! Доброго здоровья, мира и благополучия вам и вашим семьям! Эффективности, готовности к совершенствованию и оптимизма! Опираясь на многолетний опыт реализации проектов в области создания и развития системы управления государственными финансами, на каждом новом этапе достигая стоящие перед системой цели, Казначейство России пишет славную историю служения государству и народу. Я горжусь тем, что Управление Федерального казначейства по Иркутской области является частью большой казначейской семьи!

 

Справка:

УФК по Иркутской области создано 16 декабря 1993 года. Штатная численность основного персонала составляет 668 человек. Управлением на территории Иркутской области осуществляется казначейское обслуживание федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета Иркутской области и 454 бюджетов муниципальных образований. Количество клиентов, которым открыты лицевые счета, – 2042. Среднемесячное количество осуществляемых кассовых операций – 2,1 млн штук. Управлением с 2016 года проведено более 520 контрольных мероприятий.