В объятиях белого мрамора

Заброшенный мраморный карьер в Бугульдейке Ольхонского района в одночасье превратился нынешним летом в Арт-галерею современного искусства, став одним из самых популярных туристических объектов. С конца августа талантливый и самобытный бурятский скульптор Жигжит Баясхаланов воплощает здесь свой необычный проект «Трансформация».

У большинства мастеров не принято приглашать массового зрителя на свою «кухню», они стараются лишний раз не показывать изнанку рабочего процесса.

 

Рэп, балет и голос степей

Однако Жигжит Баясхаланов дерзнул поступить по-своему. На старте его проекта, когда мастера еще не выбрали глыбы для будущих скульптур, на карьере было уже многолюдно. Скульптор специально пригласил артистов – рэпера Everthe8 (Тимур Бубеев), артистов Государственного театра оперы и балета из Улан-Удэ, устроив настоящее шоу. Дополнительный интерес к «Трансформации» подогрела выставка готовых работ мастера. Шесть бронзовых скульптур – «Минотавр», «У воды», «Конь ветра», «Метель», «Бык», «Носорог» расставлены особым порядком. Жигжит попытался исследовать тонкую связь классических материалов для создания скульптур, разных по пластике и структуре – благородной бронзы и монументального мрамора. Подавляющее большинство зрителей утвердительно ответили, что это ему удалось сделать. Создается впечатление, что скульптуры находятся здесь не один десяток лет, настолько органично они вписались в пейзаж.

 

 

«Открытие выставки мы решили сделать ярким и непредсказуемым и поэтому целый месяц плотно работали над созданием костюмов на тему моих скульптур специально для этого дня. Это был совершенно новый и очень необычный для меня опыт, от процесса которого я получил большое творческое удовольствие! Перформанс «оживших» скульптур с участием артистов Государственного театра оперы и балета города Улан-Удэ идеально дополнили выступление моего талантливого друга Тимура Бубеева (Everthe8), чье творчество я глубоко уважаю и ценю. Скульптуры, белоснежный мрамор, танец, классная музыка и прекрасные зрители – все нашло творческое единение и гармонию здесь, в Бугульдейке, с захватывающим видом на Великий Байкал! Продолжили концерт, подарив нам неповторимый этнический колорит и теплую атмосферу мой давний друг Александр Архинчеев, солист группы «Шоно» и «голос степей» Леонид Будаев с душевными, всеми любимыми песнями», – напишет позднее в соцсетях Жигжит Баясхаланов. «Ярко и непредсказуемо» – лучше и не скажешь.

Во время столь фееричного старта «Трансформации» многие вспомнили, что уже видели работы мастера. Действительно, такие шедевры, как «Метель», сложно не запомнить. Пять лет назад Жигжит привозил в Иркутск из Санкт-Петербурга персональную выставку «Сквозь стихию». Ее основой стали ювелирные ножи, которые считаются визитной карточкой оружейного мастера.

 

«Работу над проектом начали с уборки мусора»

Жители Бугульдейки, отдыхающие из соседних районов, да что там, туристы со всей России теперь просят заехать на Мраморный карьер, даже если он изначально не значился в маршруте. Вокруг огромной прямоугольной ниши или шахты, выпиленной еще в советское время, с утра до вечера толпы народа – одинокие путники и организованные группы.

Жигжит, выбирая очередную глыбу для работы, постоянно и охотно общается с посетителями, подробно и доходчиво объясняет замысел и потайной смысл своих творений. Подобное общение с мастером особенно нравится гостям.

 

– Жигжит, скажите, когда возникла идея столь неожиданного проекта, как вы вообще узнали о мраморном карьере?

– На самом деле я три года живу и работаю в итальянском городе Каррара, в Академии изящных искусств, где осваиваю технику работы с мрамором. Некоторое время назад случайно узнал, что вблизи Байкала находится большое месторождение, заинтересовался карьером, оказалось, мрамор скульптурный. Сразу возникла идея сделать что-то интересное на бурятской земле. Год назад встречался с администрацией района, потом общался с местными жителями. Само место мне, кстати, очень понравилось. Какой отсюда вид на Байкал! Тема будущей работы возникла сама собой – «Буха нойон» – «белый бык», покровитель бурятских родов – эхиритов и булагатов. Это дань уважения местным жителям, самой матери-природе.

 

– К процессу создания скульптуры вы подошли основательно, организовав Арт-галерею. Ничего подобного здесь никогда не было. Кто подсказал столь оригинальную идею?

– Я постоянно представлял, что буду целый месяц жить и работать на карьере, куда обязательно будут приезжать жители Бугульдейки, туристы, чтобы увидеть, что здесь происходит. И тут поймал себя на мысли, что посетителям будет любопытно не только увидеть, как мы обрабатываем мраморные глыбы, но и посмотреть уже готовые работы. Для полноты события решил сделать персональную выставку, привез шесть бронзовых скульптур, проект стал намного шире.

 

 

– Почему именно «Трансформация»?

– Как художник довольно долго работаю с бронзой, другими металлами, но в последнее время открываю для себя новый материал – мрамор. Поэтому это еще и моя трансформация.

 

– Работу в Бугульдейке начали сразу с выбора глыб?

– Нет. С уборки мусора. Карьер со временем превратился в большую урну. Чего только сюда не сваливали! Одних покрышек вывезли несколько КамАЗов.

 

– Представьте свою команду, кто с вами работает?

– Мои друзья и единомышленники Эрдэм и Баясхалан. Мрамор довольно тяжелый материал, и сложно с ним справляться в одиночку. Эти огромные блоки надо как минимум передвигать.

 

– Качество байкальского мрамора можете определить? Например, отличается ли чем-то от того, из которого ваяли великие итальянцы?

– Разновидностей мрамора много – Каррара, Тоскана, Бардилио, Микеланджело. Белый Каррарский мрамор, добываемый в северной Тоскане, считается едва ли не синонимом итальянского Ренессанса. Из этого камня ваяли гениальный художник и скульптор Донателло из Флоренции, живописец и архитектор Рафаэль Санти, непревзойденный Микеланджело Буанаротти. Может показаться невероятным, но больших отличий я пока не увидел, чему, безусловно, рад.

 

– Почему, на ваш взгляд, мрамор как материал у нас остается невостребованным?

– Просто нет культуры работы с мрамором. И я рад, что являюсь своего рода первопроходцем в этом деле. Мрамор – такой мощный материал. Посмотрите, итальянцы весь мир заполонили своими произведениями, чем мы хуже?

 

– Каким ветром вас занесло в Италию?

– Я много лет живу и работаю в Петербурге, а оттуда поближе до Италии, чем с моей малой родины – Агинского национального округа. Италия – колыбель мирового искусства, и взоры туда обращены со всего мира. Мы стараемся не отставать. Мрамор для меня всегда был особым, более монументальным материалом, хотелось выразить в произведениях свое видение, свою пластику. Через простые формы сохранить красоту, структуру, рисунок материала, заложив свою пластику.

Вот здесь, в Бугульдейке, думая над тем, как расставить фигуры, я решил, что «Минотавр» будет своего рода стражем своего лабиринта. Композиция «Метель» идеально сочетается с глыбой, которую мы выбрали в качестве фона, будто сама природа задумала так.

 

– У вас есть любимый материал?

– Мне все нравится. Под каждый проект – свой материал. Раньше именитые художники были универсальными мастерами, это позднее произошло разделение на живописцев, скульпторов, графиков. А посмотрите на творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, они и скульпторы, и художники, архитекторы, инженеры, изобретатели. И никто же их не ограничивал. Мне интересно заниматься, например, ножами, ведь я оружейник. Открыл для себя литье, сейчас мрамор.

 

– Чему хотелось научиться в Италии в первую очередь?

– Очень многому и каждый день. Италия – это огромная мастерская, сосредоточение ведущих художников со всего мира. За пределами Академии изящных искусств очень много лабораторий, скульптурных и литейных мастерских, любой может арендовать место, бок о бок работать с признанными мастерами. Талантливейший Даши Намдаков, в частности, отливает свои шедевры в итальянских мастерских.

 

– Какова дальнейшая судьба Буха-нойона? Где он займет свое место?

– При въезде в Бугульдейку справа присмотрели красивый холмик, там и установим Буха-нойона, чтобы он встречал людей, едущих на Байкал или на карьер.

 

– Можно надеяться, что в целом проект получит какое-то продолжение?

– Проект задумывали как ежегодный. Хочется, чтобы он был в первую очередь ярким, потому что мне это интересно. Уже витает идея приглашать в Сибирь на берега Байкала известных мастеров, где постепенно мог бы вырасти парк мраморных скульптур, потому что каждый художник будет рад оставить на память частицу своего творчества. В перспективе планируем поставить беседки, качели, чтобы люди могли приезжать отдыхать, наслаждаться видом Байкала, дышать свежим воздухом, всего этого здесь в избытке. У художников появится возможность проводить профессиональные встречи, выставки, пленэры. У мраморного карьера есть уникальный шанс стать новой точкой притяжения туристов, отчасти разгрузив Ольхон, которому уже тяжело дышать.

 

 

Справка:

Жигжит Баясхаланов – оружейник и скульптор, член Союза художников России, член гильдии оружейников Италии, основатель и председатель Международной ассоциации бурятских оружейников.

Жигжит Баясхаланов родился в 1985 году в селе Алханай Агинского Бурятского округа.

В 2003 году окончил ИХИМ (изготовление художественных изделий из металла) профессионального лицея № 24 города Улан-Удэ.

В 2012-м открыл мастерскую в Санкт -Петербурге, создает предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

С 2019 года художник проходит обучение в Академии изящных искусств в городе Каррара в Италии.

Работы Баясхаланова экспонировались в Эрмитаже, Музее Московского Кремля, на выставках в Германии, Франции, Монголии, Китае.