Ювелирное искусство вокруг раковины

Порождение морских глубин можно увидеть на выставке «Союз земли и воды. Тема раковины в произведениях прикладного искусства XVI–XXI веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Она открылась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева. В экспозиции 32 произведения, созданные из раковин, драгоценных металлов и камней. Выставок Эрмитажа не было в Иркутске более десяти лет.

 

Дни Эрмитажа в Иркутске

Напомним, выставка «Союз земли и воды» открылась в рамках празднования 85-летия Иркутской области благодаря соглашению о сотрудничестве, которое губернатор Игорь Кобзев и генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подписали на Петербургском международном экономическом форуме в июне.

– Дни Эрмитажа и открытие этой выставки – знаковое событие для нас, – отметил первый заместитель губернатора – председатель правительства региона Константин Зайцев. – Хочу поблагодарить организаторов и «Газпром инвест», без поддержки которого этот проект бы не состоялся.

– Прекрасно, что наш президент предложил создавать филиалы Эрмитажа в регионах, чтобы как можно больше людей приобщались к великому мировому искусству. Очень радует, что Иркутск стал частью такого замечательного проекта, поскольку подобные выставки – это и новые эмоции, и опыт, и знания, – обратилась депутат Законодательного Собрания Ольга Безродных к посетителям выставки.

Программа Дней Эрмитажа с 9 по 14 сентября включала серию мастер-классов «Реставрация темперной и масляной живописи». Своим опытом со специалистами музеев Сибири делились ведущие реставраторы Эрмитажа: Игорь Пермяков, Ирина Гефдинг и Виктор Коробов.

 

 

Для посетителей работал Эрмитажный лекторий, в котором шли лекции о сокровищах прикладного искусства и архитектуре зданий Эрмитажа. Можно было также посетить кинотеатр виртуальной реальности «Эрмитаж VR». Погружение в историю» с Константином Хабенским, а также прогуляться по Галерее истории древней живописи и залу Юпитера.

 

Союз земли и воды

Но главным событием Дней Эрмитажа в Иркутске, конечно, стала выставка «Союз земли и воды».

«По сути, на этой выставке представлены ювелирные произведения вокруг раковины. Это удивительное порождение природы сыграло огромную роль в развития мирового искусства, ведь из нее родились два важнейших стиля европейского искусства: барокко и рококо», – отметил в своем видеообращении Михаил Пиотровский.

Выставка представлена в трех залах музея и построена по хронологическому принципу. Открывает экспозицию самый ранний экспонат – французский кубок XVI века – эпохи Ренессанса, составленный из двух раковин и объединенный монтировкой из позолоченного серебра.

– Для одной из сторон кубка была выбрана выпуклая шлемовидная многоцветная раковина, для другой – более плоская и абсолютно белая – тридакна, – рассказала хранитель Государственного Эрмитажа Светлана Кокарева. – Крышка увенчана фигуркой кентавра и украшена рубином. Такой кубок явно был заказан для кунсткамеры кого-то из важных собирателей подобных раритетов.  

Один из ранних экспонатов – немецкий кубок из яшмы красно-коричневого цвета выражает саму идею выставки.

– От раковины здесь только форма, а сам материал – порождение земли, – отметила Светлана Кокарева. – Ее высокая ножка в виде завитков и постамент украшены ободками золоченого серебра с гранатами и эмалью. Нужно отметить, что раковина – это одно из самых древних и красивейших произведений природы, которое интересует человека уже много тысяч лет. Люди издавна вкладывали в него символический и даже эротический смысл, имея в виду соединенное в них мужское и женское начало. Постепенно мастера пришли к тому, что стали повторять форму раковины в других материалах.

 

Кубок и табакерка Петра I

Два экспоната на выставке – кубок, созданный немецким мастером из наутилуса и табакерка из раковины ципрея тигрис – имеют непосредственное отношение к императору Петру I.

– Чашей кубка здесь служит часть одноименной раковины, которую очистили до внутреннего слоя, поэтому она такая белая, полупрозрачная, с легким перламутровым оттенком, – пояснила Светлана Кокарева. – Чаще всего эту тему поддерживали и другими морскими деталями. В данном случае ножка кубка выполнена в виде Нептуна на морском коне в окружении фантасмагорических существ.

В витрине рядом представлена табакерка, на которой есть инициалы императора.

– Емкость для табака – раковина с золотой крышкой, – отметила Светлана Кокарева. – Такие табакерки вошли в моду в первое десятилетие XVIII века. Их называли безделицы, но над ними трудились ведущие ювелиры. Эта табакерка напоминает об интересе царя как к диковинным раковинам, так и к употреблению табака. И то и другое он почерпнул во время своих заграничных путешествий.

Еще один раритет на выставке – солонка в виде раковины из Андреевского сервиза, который был подарен курфюрстом Саксонии Августом II императрице Елизавете Петровне. Он был изготовлен на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в 1744 году.

 

Раковина как произведение

На выставке также можно увидеть изделия мастеров серебряного дела из Нюрберга. Один кубок из позолоченного серебра уподоблен пруду, по которому плавают лебеди. Другой – в форме плоской раковины – увенчан резной розеткой и фигурой святого Христофора с младенцем Христом.

– Есть на выставки экспонаты, которые представляют собой некую загадку, например, вот этот польский кубок из раковины турбо, – рассказала Светлана Кокарева. – В его основании монеты с портретом короля Сигизмунда III, а на ручках – медали уже более позднего монарха Яна III Собеского. И не до конца понятно, для чего это было сделано.

Единственный экспонат на выставке, в структуре которого использован барочный жемчуг, это небольшая скульптурная группа «Архангел Михаил, поражающий дьявола». Она была изготовлена во Франции в 1830-е годы из позолоченной бронзы.

– Традиция использовать крупные жемчужины неправильной формы берет свое начало со времен позднего Средневековья, – отметила Светлана Кокарева. – Ювелиры эпохи Возрождения охотно соединяли в своих произведениях жемчуг с резными камнями и ювелирными деталями. В данной скульптуре из жемчуга неправильной овальной формы выполнены доспехи архангела и его противника. 

Интересно, что на выставке также можно увидеть работы современных мастеров Сергея Фалькина, Патрика Дрехера и Антона Ананьева, посвященные данной теме.

– Мастера пытаются соединить декоративный мотив улитки с философской наполненностью образа, – считает Светлана Кокарева. – В работе Патрика Дрехера – это природная красота. В произведении «Волна» Сергея Фалькина – это метафоричность меняющегося мира. В скульптуре Антона Ананьева «Вавилонская улитка» – непреодолимая сложность актуального мировосприятия.

Бесценные произведения из главного музея страны можно будет увидеть до 9 ноября.