Фото:
Организаторов мероприятия
31.08.2022 10:41

Школьники Приангарья «слетали» на Марс

Пятеро любителей астрономии из Иркутской области приняли участие в Летней космической школе, которая в этом году проходила на базе Института космических исследований РАН при поддержке Госкорпорации Роскосмос.

 

Лекции ведущих специалистов ракетно-космической отрасли, сеанс радиосвязи с Международной космической станцией, телемост с космодромом «Восточный», экскурсии в Центр подготовки космонавтов – далеко не полный перечень мероприятий Летней космической школы. Более 120 человек из разных городов России в течение восьми дней проходили интенсивную учебную программу в Институте космических исследований РАН.

Приангарье представляли председатель Иркутского регионального астрономического общества, директор Иркутского планетария Павел Никифоров и четверо школьников – иркутяне Марк Загайнов, Варвара Поневежская и двое ребят из Усольского района – девятиклассница Екатерина Гобрейчук из деревни Буреть и десятиклассник Тимофей Дьяконов из поселка Мишелевка. Кстати, именно в Мишелевку ИРАО и планетарий передали один из десяти телескопов для проведения публичных наблюдений в рамках проекта «Телескопы для всех».

Любители астрономии из Иркутской области участвуют в Летней космической школе уже второй год, – рассказывает Павел Никифоров.В прошлом году в Москву отправились ребята из Нижнеудинского района, где также работают два телескопа нашего проекта, в этом году эстафету принял Усольский район. Мы успели не только выполнить программу школы, но и пообщаться с московскими коллегами – любителями астрономии: посетили одну из частных обсерваторий в Подмосковье и приняли участие в научно-просветительском фестивале «Пущинские Персеиды», который проходил в Пущинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН. А на заседании Московского астрономического клуба мы рассказали о том, как провели областной астрофестиваль в Качугском районе. 

 

«Физики» и «лирики»

Летняя космическая школа позволяет на практике убедиться в том, что в космической отрасли нужны представители самых разных профессий – и это не только «технари». В этом году впервые была организована секция, посвященная управлению и праву в космической деятельности. Екатерина Гобрейчук из Бурети выбрала именно ее.

Моя подруга была на «космической» смене в образовательном центре «Персей» и на областном астрономическом фестивале в Белоусово. Я немного даже завидовала ей, ведь я «гуманитарий», хоть и интересуюсь космосом. И когда узнала, что на ЛКШ будет секция «Космическое право», поняла – вот это мне по душе, – улыбается Екатерина.

В работе еще одной «гуманитарной» секции – научной журналистики – принимал участие иркутский десятиклассник Марк Загайнов. Он приехал на ЛКШ уже во второй раз и остался верен своему прошлогоднему выбору.

Мы учились рассказывать о науке, используя разные форматы – телеграм-канал, подкасты, посты в блогах. А когда дело дошло до симуляции космического полета, то именно мы, журналисты, стали операторами связи между экипажем межпланетного космического комплекса «Королев» и Центром управления экспедицией. Ответственное дело! – говорит Марк.Свое будущее я связываю с научной коммуникацией, и уже сотрудничаю с Иркутским планетарием, помогаю вести социальные сети.

Иркутянка Варвара Поневежская тоже намерена связать свою жизнь с космосом, но в самом практическом ключе: девушка мечтает стать инженером. В ее планах – поступить на факультет специального машиностроения МГТУ им. Баумана, а пока она учится в физико-математической школе при Сибирском федеральном университете в Красноярске.

Я поехала на Летнюю космическую школу, чтобы получить дополнительную информацию для проекта, который буду защищать в одиннадцатом классе, это космический буксир для доставки полезных грузов на Луну, – делится Варвара.Было много интересных встреч, например, с космонавтом Олегом Блиновым, участником эксперимента SIRIUS-21, в котором воссоздавались условия длительного полета. Из практики особенно мне запомнились занятия, на которых мы учились выполнять орбитальные маневры.

Ее коллега по секции «Космонавтика» Тимофей Дьяконов из Мишелевки тоже с восторгом вспоминает «Орбитальное рандеву», именно так называется сближение и стыковка космических кораблей и станций, например, «Союза» и МКС.

Наша секция со стороны выглядела как компьютерный клуб, ведь и строили ракеты, и запускали их, и стыковали космические корабли мы виртуально, при помощи специальных программ, – говорит Тимофей.Но самым впечатляющим моментом лично для меня стала экскурсия на НПО «Энергомаш», где производят ракетные двигатели. Вокруг РД-171 – самого мощного жидкостного ракетного двигателя в мире – я, наверное, полчаса ходил и рассматривал в деталях, как он устроен.

 

Экспедиция на красную планету

Самый интересный этап обучения в Летней космической школе – симуляция космического полета, своеобразный итог всей лекционной и практической программы, когда участники сообща должны выполнить сложную многоплановую задачу. Легенда полета на каждой школе своя: если в прошлом году ребята должны были совершить посадку на экзопланету, на которой потерпели бедствие колонисты, то нынче им нужно было ни много ни мало организовать международную пилотируемую экспедицию на Марс! Секция космонавтики отвечала за старт, вывод на орбиту и посадку на Красную планету межпланетного космического комплекса «Королев», астрофизики выбирали место посадки, проводили анализ атмосферы Марса и бурили керны льда, используя сценарий в виртуальной реальности, разработанной совместно с VR-центром МГУ. «Связисты» выбирали безопасные места посадки спускаемых аппаратов, ориентируясь на данные спутников, с учетом рельефа и карты величины уклонов поверхности Марса. Секция космической медицины и биологии следила за психоэмоциональным состоянием экипажа, анализируя переговоры с Центром управления, и консультировала экипаж во время полета: по сценарию легенды пришлось даже роды на орбите Марса принимать! Ну, а юристы остались на Земле, чтобы разбираться со сложными правовыми кейсами: например, может ли «Королев» совершить посадку рядом с вышедшим из строя марсоходом NASA.

Симуляция происходила в виртуальной среде, но было ощущение, что мы действительно участники космической миссии: даже ответы от экипажа в Центр управления экспедицией приходили с временной задержкой, соответствующей условиям полета, – вспоминает Марк Загайнов.Сценарий ничуть не уступал остросюжетным фильмам: чего стоит только история с обнаружением «лишнего пассажира» на борту и его эвакуацией на Землю! Не знаю, чем нас удивят организаторы ЛКШ в следующем году, но легко им точно не будет.