24.08.2022 10:38
Рубрики
Культура
Фото
Алексей ВЛАСЕВСКИЙ
Фото:
Алексей ВЛАСЕВСКИЙ
24.08.2022 10:38

Комета Вампилова

В этом году исполнилось 85 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка, драматурга Александра Вампилова. Его пьесы, впервые поставленные в конце 1960-х, любимы зрителями и собирают полные залы, а фильмы, снятые по произведениям, являются классикой мирового кинематографа. Зрители вместе с героями переживают радость, горе, делают непростой выбор. Об особенностях творчества Вампилова рассказала гость фестиваля «Этим летом в Иркутске» кандидат искусствоведения, доктор филологических наук Капитолина Кокшенева.

– Александр Вампилов как «незаконная комета» стремительно прожил короткую жизнь. И эта незавершенная жизнь Вампилова, который весь не выговорился, – особый феномен русской культуры. У нас самая завершенная жизнь у Толстого, написавшего 90 томов. Выговорившийся до конца Толстой и не выговорившиеся до конца Вампилов, Лермонтов, Пушкин, Рубцов, Достоевский, Чехов – в этом есть и трагизм, и закономерность. Вампилов классик именно потому, что в центре его творчества стоял вопрос о человеке и его душе. Это вопросы, не популярные в советское время. Вопросы, часто не актуальные и сегодня в профессиональной театральной среде.

 

Почему востребована Вампиловская драматургия?

– Сегодня на фоне современной культуры Вампиловская драматургия носит удерживающий характер. Она удерживает человека, современный театр в человеческом облике. Я не могу сказать, что Вампилов-классик вступает в конфликт с современной драмой, но я точно знаю, что Вампиловский театр удерживает нас с вами в определенных границах нашей собственной культуры. Вампилов не идеализировал жизнь, ничего не подменял, он просто сдвинул акцент от социального портрета человека в сторону его личной судьбы. Театр Вампилова – человеческий, он искренний, печальный, а все это связано с душой.

 

Если сейчас мода на советское, то нужно ли возвращаться к цензуре?

– Как человек, пишущий всю жизнь, могу сказать, что цензура сейчас есть. Цензура имела положительные стороны в своей истории, потому что были советские цензоры, которым театры относили литовать свои пьесы. Но были и машинистки Всероссийского театрального общества, куда со всей страны драматурги приносили печатать свои пьесы. И там были всегда лучшие новые пьесы. Когда режиссер приезжал в Москву, он шел к машинисткам ВТО и говорил: «Нет ли чего-нибудь хорошенького?» А она ему: «Ага, вот новая пьеса, допустим, Вампилова».

 

Ваша любимая пьеса авторства Александра Валентиновича?

– Больше всего люблю «Прошлым летом в Чулимске». Считаю, что героиня пьесы Валентина с ее калиткой – это наш человеческий тип, совершенно особенная натура. История ее души проявлена, хотя о ней сказано мало. Она поняла, что счастье не для всех. Я вижу ее Татьяной Лариной, конечно, в другую историческую эпоху. Это парафраз Татьяны Лариной: «Я поняла очень рано, что счастье не для всех. Но можно быть иначе – жить достойно». Татьяна Ларина, любившая всю жизнь Онегина, вышла замуж за генерала. Татьяна – пушкинский идеал, перевернула жизнь Онегину, сказав: «Нет, я другому отдана и буду век ему верна». Так и Валентина повлияла очень существенно на Шаманова. Люблю эту пьесу за концентрированную театральность – всего одно утро, и какой концентрат жизни в нем! Валентина – глубоко национальный образ, схваченный и данный нам Вампиловым. И даже если у драматурга есть хотя бы один такой образ, то это делает его классиком.

Кстати, 17 августа, в день 50-летия со дня гибели Александра Вампилова, на Байкале открыли информационную стелу. Она располагается внутри ограды мемориала, который находится рядом с въездом в поселок Листвянка. Стелла содержит информацию о том, когда и кем был установлен этот памятный знак недалеко от места гибели драматурга.