Экспортный форсаж: курс на международные рынки

Мечта выйти на экспорт и расширить рынок сбыта продукции есть у многих компаний. Но далеко не каждая решается ступить на этот путь, полный «подводных камней». Уже второй год Центр «Мой бизнес» проводит для предпринимателей Иркутской области федеральную акселерационную программу «Экспортный форсаж», которую разработала школа экспорта АО «Российский экспортный центр». 12 августа стартует ее второй поток.

О том, каких результатов достигли участники первого потока, и как попасть в программу, газете «Областная» рассказала директор Фонда поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центра «Мой бизнес» Диляра Окладникова.

 

В ответ на вызовы времени

– В прошлом году в пилотном проекте «Экспортный форсаж» приняли участие 12 предпринимателей. Четыре из них за год после вхождения в программу заключили новые экспортные контракты. Это хорошая статистика, – рассказала Диляра Окладникова. – Причем мы понимаем, что остальные участники также двигаются в этом направлении, но в силу разных обстоятельств делают это не быстро, ведь выход на экспорт – длительный процесс. От второго потока мы ждем не меньших результатов.

Несмотря на сложную политическую обстановку, экспорт для российских компаний также актуален, как и прежде. Сейчас происходит переориентация на рынки других стран. Так, например, для российских предпринимателей актуальны рынки Азии и стран СНГ. Особенно Монголии, Узбекистана, Армении, Таджикистана, Вьетнама и Ирана. Работа с каждой из этих стран требует знания ее внутренней специфики. Именно такую информацию и другие ценные знания можно получить на «Экспортном форсаже».

– Важно, что программа меняется в моменте, и ее участники получат самую актуальную информацию от федеральных экспертов в этой сфере, – пояснила Диляра Окладникова. – Программа по уровню знаний сродни высшему образованию, но плюс ее в том, что сложная информация излагается доступным языком. Она формирует системный подход, начиная с выбора рынка и заканчивая логистической структурой, минимизацией рисков и заключением контракта.

Участие в ней для компаний региона бесплатное и субсидируется в рамках национального проекта. «Экспортный форсаж» рассчитан на несколько месяцев и включает в себя шесть модулей. В течение двух дней предприниматели учатся очно. Занятия на базе Центра «Мой бизнес» ведут федеральные тренеры школы Экспортного центра. Затем дается неделя перерыва от теории, в течение которой участники выполняют домашнее задание. В течение этого времени они могут свободно общаться с наставниками и получать ответы на «животрепещущие» вопросы по экспорту. Соотношение теории и практики в программе 50 на 50.

 

Кто может стать участником программы?

– Иркутская область традиционно считается сырьевой, поставляя на международные рынки газ, нефть, уголь, кокс, графит и так далее. Наша задача – вывести на международные рынки готовые продукты, – отметила Диляра Окладникова. – Это может быть продукция тяжелого или легкого машиностроения, текстиль, пищевые продукты, пиломатериалы, биологически активные добавки, украшения и многое другое.

Любой товар, срок годности которого превышает один год, это потенциально экспортный товар, и он может быть интересен потребителям зарубежных стран. Особенно это касается товаров, которые отражают специфику и имеют этническую составляющую региона. Существуют различные ресурсы, которые помогают оценить востребованность тех или иных стран в определенном товаре. В этом предприятиям помогут сотрудники центра поддержки экспорта, который входит в структуру Центра «Мой бизнес».

Принять участие в федеральном акселераторе «Экспортный форсаж» могут не все компании, которые имеют экспортный потенциал. По критериям АО «Российский экспортный центр» – это предприятия малого и среднего бизнеса, годовой торговый оборот которых составляет не менее 50 млн рублей, таких организационных форм, как ООО, ЗАО, ПАО, АО, ОАО. Это могут быть как производство, так и оптовая торговля. Также предприятие должно работать не менее трех лет.

Однако в планах Центра «Мой бизнес» – запустить региональный акселератор, по которому критерии вхождения будут более лояльными, что позволит пройти обучение большему количеству предпринимателей Иркутской области.

 

Обучение с погружением

Важно, что кейсы для практических занятий во время обучения формируются непосредственно на основе проектов участников. В конце каждого модуля у компании должна быть готова часть своего проекта в рабочей версии.

– Участие в программе подтвердило наши планы по экспорту, ведь мы были нацелены на страны СНГ, которые близки нам ментально, – отметил руководитель компании «Иркутское мороженое» Виталий Снегур. – Все модули помогли нам выработать некий алгоритм действий, который нужен для выхода на международный рынок. А главное – программа дала свободу и помогла преодолеть внутренний барьер для выхода на международный рынок.

Занятия компании проходят в команде из нескольких человек под руководством опытного наставника.

– Интерактивная форма подачи материала, формат деловых игр и коллективный разум максимально эффективны для достижения поставленных задач, – отметила Диляра Окладникова. – Кроме того, командная работа сплачивает, и часто благодаря акселератору возникают плотные межрегиональные связи.

В ходе обучения предприятие выбирает зарубежный рынок, проводит конкурентный анализ, узнает об особенностях продвижения товара в той или иной стране, знакомится с международной логистикой и так далее.

– Когда мы вошли в программу, у нас уже был практический опыт взаимодействия с другими странами, – рассказала представитель компании ООО «Шарпинское» Юлия Шарпинская. – Но мы все равно узнали много нового и исправили ошибки, которые допускали в ходе международного взаимодействия. Наши знания стали структурированы, и особенно нам был полезен блок по международной логистике.

По итогам участия в «Экспортном форсаже» компания помимо четкого плана выхода на рынок определенной страны узнает каналы продвижения товара, имеет план адаптации продукта и находит потенциального партнера.

– Когда мы пришли в программу, то думали, что будем выходить на Монголию, но наш выбор пал на другие страны – Белоруссию и Узбекистан, – рассказала представитель ООО «Ангарская медицинская компании» Ирина Кулеш. – Самым полезным для нас был модуль по маркетингу. Мы работали с наставником, который помогали нам на всех этапах. В итоге мы определили четкую задачу и двигаемся в намеченном направлении.

Важно, что на протяжении года после вхождения в программу участников сопровождает куратор, который консультирует их по всем возникающим вопросам и следит за выполнением задач.

 

Важно

Центр «Мой бизнес» приглашает предприятия принять участие в организационном собрании «Экспортного форсажа», которое состоится 12.08.2022 в 14.00 на площадке центра по адресу: Иркутск, ул. Рабочая, 2а/4. Участие в данном мероприятии позволит поближе познакомиться с данной программой и при желании войти в проект в качестве участника.

 

На правах рекламы