«Профессионалитет» в формате диалога

В Тулунском аграрном техникуме состоялось выездное совещание в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Участники восьми образовательно-производственных кластеров из Сибирского федерального округа, прошедших конкурсный отбор в 2022 году, представили программы деятельности и промежуточные итоги приемной кампании.

Напомним, в этом году Иркутская область вошла в число 42 регионов, первыми приступивших к реализации федерального проекта «Профессионалитет». У нас создается образовательно-производственный кластер по направлению «Сельское хозяйство» – для ускоренной и практико-ориентированной подготовки кадров агропромышленного комплекса. Его базовой площадкой выбран Тулунский аграрный техникум. Здесь 25 июля состоялось выездное совещание по защите инфраструктурных листов и дизайн-проектов создаваемых в Сибири кластеров.

 

Консолидация усилий

Открывая встречу, заместитель директора Департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения минпросвещения России Маргарита Скворцова отметила важность консолидации усилий во время приемной кампании «Профессионалитета»:

– Совместно с представителями Института развития профессионального образования мы обсудили риски и перспективы реализации проекта в Сибирском федеральном округе: импортозамещение, поставку оборудования, схемы кластерного взаимодействия, синхронизацию соответствия объемов и структуры подготовки кадров потребностям региональной экономики.

О приоритетных задачах федерального проекта, которые предстоит реализовать кластерам «Профессионалитета», рассказал Антон Соколов, заместитель начальника отдела методического сопровождения программ и проектов Центра сопровождения программ развития региональных систем СПО Института развития профессионального образования. Он выделил комплексную модернизацию системы СПО, обеспечение кадрами предприятий региональной экономики, участие опорных работодателей в оснащении и управлении кластерами с учетом государственного курса на импортозамещение, а также в разработке практико-ориентированных образовательных программ.

 

 

О том, какие изменения произойдут в механизме управления образовательной организацией в рамках проекта «Профессионалитет», сообщил министр образования Иркутской области Максим Парфенов. Так, обучение в организациях кластера будет осуществляться по шести основным программам СПО, в том числе по четырем специальностям: «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования», «Электротехнические системы в АПК», «Экономика и бухгалтерский учет (в отрасли сельского хозяйства)», «Агрономия» и по двум профессиям: «Мастер сельскохозяйственного производства» и «Мастер растениеводства».

– По всем программам оптимизированы сроки обучения за счет усиления профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин, исключения дублирования одинаковых дидактических единиц в дисциплинах и междисциплинарных курсах. Вместе с тем сформированы дополнительные профессиональные блоки программ, в которые вошли дисциплины и модули, направленные на формирование компетенций для цифровой экономики и видов деятельности, введенных по согласованию с работодателями, – пояснил Максим Парфенов.

 

Обновление материальной базы

Проработка обозначенных министерством просвещения РФ задач прошла в формате публичных выступлений и аудита по учреждению. Первым проект представил директор Тулунского аграрного техникума Александр Копыток. По его словам, в соответствии с инфраструктурным листом планируется оснащение 10 лабораторий.

– Лаборатория «Цифровое земледелие» находится в отдельно стоящем здании и комплектуется современной сельскохозяйственной техникой, на которой студенты под руководством мастеров будут выполнять операции в реальном агротехническом процессе по возделыванию различных сельхоз культур в учебно-производственном хозяйстве. Лаборатории «Агрономия», «Техническая механика и материаловедение», «Инженерная графика» будут оборудованы специальными учебными комплексами для первичного формирования профессиональных компетенций по профессиям и специальностям кластера. Лаборатория «Сити-фермерство» будет предназначена прежде всего для освоения профессиональных компетенций специальности «Электротехнические системы в АПК». В лабораториях «Метрология», «Электроснабжение сельского хозяйства» и «Электротехника» будет установлено в общей сложности 16 учебных стендов восьми наименований, на каждом из которых можно будет выполнять более 10 видов работ. Также создается лаборатория «Информационные технологии в профессиональной деятельности», оснащенная компьютерной техникой, офисным и специальным программным обеспечением. В ней могут быть реализованы отдельные дидактические единицы всех программ кластера. Лаборатория «Учебная бухгалтерия» предназначена для специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Кроме того, во всех лабораториях будут установлены интерактивные доски, флипчарты, автоматизированные рабочие места преподавателей, современная мебель, – рассказал Александр Копыток.

 

 

Делегации других регионов представили программы деятельности по профилям: Алтайский край – легкая промышленность, Кемеровская область – железнодорожный транспорт и металлургия, Омская область – сельское хозяйство, Республика Бурятия – железнодорожный транспорт, Томская область – железнодорожный транспорт, сельское хозяйство.

В ходе совещания обсуждались вопросы оснащения материально-технической базы кластеров в текущих условиях, взаимодействия образовательной организации и предприятия, критерии эффективности приемной кампании.

– Мы ставили перед собой цель создать эффективные коллаборации в интересах развития федерального проекта «Профессионалитет», – резюмировала Маргарита Скворцова. – Нам удалось в формате открытого диалога с участниками проекта обсудить возможные риски и актуальные вызовы, вместе подумать, как обратить их в точки роста. Результатом совещания стали актуальные решения, направленные на расширение кластерного взаимодействия, алгоритмы конкретных действий, которые наши коллеги начнут претворять в жизнь у себя в регионах, создавая на базе кластеров прочную основу для роста человеческого капитала и укрепления экономики.

 

 

Справка

Федеральный проект «Профессионалитет» включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года. У него три ключевые задачи. Первая – вовлечение отраслевых партнеров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе – введение нового уровня образования (профессионалитет), оптимизация сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трех лет для более технологичных. И третье – создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодежных стартапов, волонтерства, совместных общественных проектов.