Перестать «кошмарить бизнес»

На прошлой неделе Иркутская область и Платформа для работы с обращениями предпринимателей «ЗаБизнес.РФ» заключили Соглашение о снижении административного давления на бизнес. Подписи под документом поставили губернатор Игорь Кобзев и генеральный директор АНО «Платформа», профессор МГИМО МИД РФ Элина Сидоренко. О работе Платформы, цифровизации бизнеса и правовом регулировании майнинга она рассказала в интервью газете «Областная». 

 

Защита предпринимателя

– Элина Леонидовна, расскажите, зачем нужна Платформа?

– Это специальная безопасная и бесплатная Платформа помощи для предпринимателей в случае оказания на них силового давления. Ее задача была емко сформулирована президентом РФ Владимиром Путиным, который в феврале 2019 года, выступая с обращением к Федеральному собранию РФ, заявил, что нужно перестать «кошмарить бизнес», и поручил разработать Платформу, куда бы мог обратиться каждый предприниматель, столкнувшийся с фактами силового давления в регионе.

В итоге любой человек, который обратился на Платформу, может рассчитывать, что его жалоба попадет по защищенным каналам связи непосредственно в центральный аппарат правоохранительного органа. Тот же, в свою очередь, будет запрашивать дело из региона и сам давать правовую оценку событию. Это позволит противодействовать коррупции на всех уровнях.

 

– То есть жалоба не спустится на региональный уровень и ее не будет рассматривать, возможно, тот же человек, который и оказывает на предпринимателя давление?

– Совершенно верно. Такой механизм уже дает свои результаты – по каждому пятому обращению через Платформу мы видим статус: проблема решена.

 

– Расскажите о задачах Соглашения, которое АНО «Платформа» подписала с Иркутской областью.

– Соглашение носит рамочный характер и направлено на демонстрацию готовности совместной работы. Но в отличие от многих других регионов, Иркутская область уже сейчас делает нам конкретные предложения по развитию такого рода проектов. Например, на постоянной основе осуществлять приемы предпринимателей, чтобы обсуждать наиболее острые вопросы. Мы готовим такое мероприятие на середину сентября.

 

Предупрежден – значит, вооружен

– Есть ли какие-то меры защиты бизнеса в условиях санкционного давления?

– Санкционный вызов перед предпринимателем – это требование кардинальной перестройки модели бизнеса. Ориентация его на ранее не испытанные логистические модели. В такой ситуации бизнес попадает в совершенно новые условия, а он к регуляторике в этой сфере не привык. В отдельных случаях она только создается, в частности я говорю о параллельном импорте. Здесь предприниматель и инвестор должны понимать свои риски. В этой связи как никогда остро возникает вопрос принятия мер к чиновникам, которые будут препятствовать развитию бизнеса в условиях новой санкционной политики.

Задача Платформы – информационная поддержка бизнеса. С этой целью мы ведем социальные сети, где рассказываем все новости о предпринимательстве. С другой стороны, это важное испытание для правоохранительных органов, потому что сегодня мы должны создать рабочий механизм жесткой правовой реакции на злоупотребление со стороны чиновников, прежде всего муниципалитетов и контрольно-надзорных органов. В таком случае должны возбуждаться уголовные дела по 169 статье УК РФ.

 

– Есть ли уже такие прецеденты в Иркутской области?

– В регионе возбуждено только одно уголовное дело по факту силового и административного давления. Для такого большого региона – это несерьезно. Правоохранительные органы сегодня, как никогда ранее, готовы к перестройке этой системы.

 

– Цифровая экономика получает все большее распространение, какие у нее, на ваш взгляд, плюсы и минусы?

– Плюсы очевидны – это прозрачность и оперативность. Минусы – это правовой вакуум. Многие вопросы не могут быть решены, потому что ни судебная практика РФ, ни юристы компаний к этому не готовы. Также сегодня отсутствуют критерии оценки цифровых проектов. И каждый, кто вступает на это «минное поле» цифровизации своего бизнеса, должен понимать, что все, что он собирается сделать, недостаточно зарегулировано, чтобы он спал спокойно. Из-за того, что пока не выработан единый язык понимания, что имеют в виду судьи, силовики, хозяйственные юристы, возникают нестыковки.

Но «собака лает, а караван идет», и экономику эту нужно развивать. Платформа «ЗаБизнес.РФ» и МГИМО выступили с инициативой обучения уполномоченных по защите прав предпринимателей основам правовой защиты, чтобы они уже сегодня могли давать консультации. Противодействие легализации преступных доходов – с этой проблемой сталкиваются все, кто занимается майнингом и криптовалютой. Это также вопросы постановки на учет цифровых проектов и защиты персональных данных проектов, основанных на цифровых реестрах.

 

Легализация майнинга

– Сегодня вопрос криптовалюты вновь на острие, что с ней будет в дальнейшем?

– В этом вопросе по-прежнему нет ясности. Мы, как и раньше, имеем на федеральном уровне два противоборствующих лагеря сторонников и противников криптовалюты. До сих пор не урегулированы вопросы майнинга. Сегодня криптовалюта введена в гражданский оборот, однако в ограниченном объеме. В частности, на уровне закона введен запрет использования криптовалюты и цифровых финансовых активов в качестве платежных средств. Но она может быть в гражданском обороте, как то, что покупают, а не то, за что покупают. Но закон о цифровых финансовых активах сегодня предписывает всем лицам, которые стали обладать криптовалютой после его вступления в силу, заявить государству о наличии у них цифрового кошелька и криптовалюты. Если это не сделано, то закон лишает этих лиц права на судебную защиту. Это не всегда принимается во внимание бизнесменами. Однако я, будучи главой Третейского суда по рассмотрению споров в цифровой экономике, уже сталкивалась с такой проблемой, когда лица просто не пожелали выйти в правовое поле.

Что же касается майнинга, то если с его юридическим пониманием остроты уже нет, то она есть с вопросом легализации. Иркутская область – наиболее наглядная площадка, чтобы более детально посмотреть на эту тему. С одной стороны, мы видим майнинг, который не имеет легального определения, – у нас нет его ОКВЭДа. Соответственно, лица, которые им занимаются, не могут быть привлечены к ответственности за незаконное предпринимательство. Но при этом они не платят налоги и фактически уничтожают и без того изношенные электрические сети.

 

– Какой может быть выход из этой ситуации?

– Легализация майнинга с установлением некоего лимита пользования электроэнергией для этого вида предпринимательской деятельности. Это бы позволило выявлять лиц, которые не имеют соответственных разрешительных документов; привлекать к ответственности лиц, нарушающих эти лимиты. И самое главное – получать налоги, за счет которых можно было бы проводить капитальный ремонт и замену электросетей. Проблема решаема, главное – правильно ее донести до федеральных властей. Возможно, Иркутская область могла бы стать пилотной зоной по внедрению такого рода проектов.