20.07.2022 09:50
Рубрики
Общество
Фото
автора
Фото:
автора
20.07.2022 09:50

Колокольная симфония

Жители Иркутской области после двухлетнего перерыва вновь смогли побывать на фестивале колокольного звона «Байкальский благовест». Он проводится в честь святителя Софрония Иркутского и доказывает, что звонарское дело возрождается и развивается.

 

Ближе к людям

На берегу Ангары у памятника Александру III установлены две переносные звонницы. Участники фестиваля из Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Красноярска, Улан-Удэ, Иркутска и Слюдянки, профессионалы и ученики, демонстрируют свое творчество.

– Наша звонница передвижная, мы складываем ее, как книжку, и в любой автомобиль практически, если убрать заднее сидение, колокола вмещаются, это очень удобно, – говорит Александр Ипполитов, руководитель Школы церковных звонарей «Благовестник». – Шести колоколов достаточно, а седьмой остался в храме – слишком большой. Вторая колокольня – Артура Псарева, старейшего звонаря Иркутска. Когда мы в 2015 году организовали фестиваль, был ажиотаж, всем хотелось посмотреть древний Иркутск, Байкал, и много звонарей приехали. Я думаю, это один из самых продолжительных фестивалей колокольного звона – обычно два дня, максимум три отводится на звонильную программу, а наш фестиваль продолжается целую неделю.

В первом «Байкальском благовесте» приняли участие звонари из 12 городов России и ближнего зарубежья. В следующие годы число уменьшилось и стабильно держит планку в пять-шесть городов плюс территории Иркутской области. Как подчеркивают организаторы, это даже хорошо: есть время для выступлений, все звонари успевают познакомиться и пообщаться.

– Вообще, служение звонаря – скрытое от посторонних глаз, никто его не видит, колокола – высоко, мы их только слышим, – отметил руководитель комиссии по культуре Иркутской епархии священник Павел Телегин. – Изюминка этого фестиваля в том, что духовное, звонарское творчество становится более открытым и доступным для людей, они видят звонарей, слышат слова о колокольном звоне, начинают понимать, для чего он нужен. Программа и цель остались прежними: это семь дней звонов, обязательно крестный ход-сплав, концерты в Иркутске и выезды в города области с народными праздниками колокольного звона, ярмарками и мастер-классами – любому позволено позвонить в колокола и, может быть, стать учеником школы колокольного звона.

 

Со своей колокольни виднее

Колокола неизменно сопровождают богослужения, поэтому существуют канонические звоны, при исполнении которых звонарь должен придерживаться определенных правил. Однако в трезвоне (один из распространенных в настоящее время типов церковного колокольного звона) допустим художественный поиск. Поэтому для звонов «Байкальского благовеста» характерны импровизации.

 

 

– В школе я занималась в 2016–2017 годы, сейчас – действующий звонарь Знаменского монастыря, – представилась Вероника Дубенкова, участница из Иркутска. – Меня всегда привлекал колокольный звон. Если есть чувство ритма, то научиться несложно, любой человек может. Было бы желание. В будничную службу уместен звон попроще и поспокойней, а если, к примеру, Пасха, то тут можно разойтись вовсю. На фестивале ты свободен: можно напевать свою любимую песню и под ее ритм названивать. Есть люди с математическим складом ума, им надо все четко расписать, как звонить. Я же всегда импровизирую – как на ум пришло, так и играю.

Начинать учиться звону можно в любом возрасте: самым младшим участникам фестиваля по восемь лет, возрастная планка не ограничена. Андрей Иванов – звонарь храма Сретенья Господня в Санкт-Петербурге, один из участников возрождения звонарной традиции России. Говорит, что сами по себе колокола инструмент нехитрый, а вся сложность, глубина и интерес связаны с богослужением.

– Сам я занимаюсь позолотой и чеканкой икон, а звон очень похож на орнамент – нет какой-то академической формы, иногда прерывается, поворачивается в другую сторону. Хороший звонарь позволяет колокольному набору прозвучать во всей его красоте, – рассказывает наш собеседник. – Служба – это всегда симфония, где вместе архитектура, иконопись, пение и звон составляют единое целое. Церковные уставы в отношении формы, как звонить, не прописаны – указано только, когда звонить, в какие моменты. И это сближает звоны с фольклором, где традиция также передается от звонаря к звонарю, из рук в руки, из уст в уста. Пословица утверждает: «Со своей колокольни виднее» – но здесь речь не о зазнайстве и самомнении, а о том, что все люди разные, да и наборы колоколов с акустикой уникальны. Это живое искусство, мы все эти годы работаем и служим, чтобы оно таким и оставалось: живым и не превращалось в догматическое, формальное дело.

 

 

Хороший звонарь

Другого участника фестиваля Даниила Казарова из поселка Степной Красноярского края в звонари привел случай: у нового храма не оказалось своего звонаря. Даниила основам обучил приехавший на освящение храма звонарь из города Шарыпово. Сейчас молодой человек учится на технолога металлообрабатывающего производства и одновременно на звонаря при церкви Федора Тирона в Красноярске.

– Начал я с простого благовеста, а потом стал изучать более подробно элементы с зазвонными – малыми колоколами, подзвонными – средними колоколами и благовестником – обычно это педаль. Занимался дистанционно: звонарь присылал видеоролики, а я пробовал на нашей колокольне звонить. Окончив 11 классов, переехал на учебу в Красноярск и услышал, что есть епархиальные курсы звонарей. Занимаюсь профессионально год и выучил уже пару звонов.

Зарубежным гостем «Байкальского благовеста» стал Евгений Устюжин из Петропавловска Казахстанского.

– Я приехал, чтобы не столько себя показать, сколько научиться новому. В нашем приходе батюшка попросил: «Евгений Анатольевич, идите позвоните». Пошел, позвонил, сначала было не очень хорошо, потом лучше, а потом научился звонить так, что мне сказали: «Ты хороший звонарь». Сюда приехал и вижу, что в Иркутске есть своя школа, совершенно другая, в которой можно учиться и в пять лет, и в десять, и в шестьдесят. Я до сих пор учусь. Здесь буду до сентября и надеюсь подучиться. Звоны очень разные, у каждого звонаря своя энергетика. Если попадаешь в ритм, ты как будто растворяешься, такая благодать сходит, что ты словно летаешь. Это как молитва – пусть она будет короткая, но от всего сердца.