Этномода на иркутском подиуме

Дизайнеры со всей России, а также из Монголии, Киргизстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана поучаствовали в Байкальской неделе искусства и ремесел, которая стартовала в Иркутске 30 июня. Одним из ее ярких событий стал показ профессиональных дизайнеров «Этноподиум»: на одной площадке пересеклись различные направления этномоды.

30 июня показ прошел в Сибэкспоцентре, а 2 июля – под открытым небом в одном из исторических мест нашего города – на площади перед Московскими воротами.

Свои работы представили 33 дизайнера, пятеро из которых – иркутяне. Людмила Пономарева презентовала коллекцию, посвященную разным народам Иркутской области, Светлана Еремина напомнила о русском костюме в коллекции «Старожилы Сибири», Оксана Болычева продемонстрировала образы с элементами русского народного стиля, Нина Коновалова выступила с новой нежной коллекцией «Лотос», а Мария Арбодоева показала современную вечернюю коллекцию «Ниночка».

Одной из ценных коллекций стала «Есенинская Русь» с традиционными русскими костюмами XIX и начала ХХ столетий. Нарядам больше ста лет, они были собраны в этнографических экспедициях в разных регионах России известным московским исследователем русской культуры Сергеем Глебушкиным.

 

 

Дизайнеры из Чувашии привезли три коллекции мужских и женских костюмов, стилизованных под старину. Отличительная черта нарядов – вышивка, которую чуваши считают национальным достоянием.

– Одна из коллекций «Акатуй», которую мы привезли, представлена свадебными нарядами невесты и жениха. Такие костюмы все чаще заказывают молодожены. Спрос на повседневную одежду с национальной вышивкой тоже растет, – рассказала гендиректор чувашской фирмы художественных промыслов «Паха тере» Наталья Посынкина.

Этнопоказ сопровождался живой музыкой. Среди приглашенных артистов – известный этнопевец и композитор Gurude. Под его музыкальное сопровождение была презентована коллекция «Путь шамана» от коллаборации двух художников из Красноярска – Анны Григорьевой и Елены Павлюковой. Для создания одежды они использовали смешанную технику с элементами ручного вязания, вышивки, плетения из кожи, шитья и росписи по ткани.

– Эта коллекция – напоминание о том, как важно сохранить связь с нашими предками, родом, корнями. На ее создание ушло полгода, это много, учитывая, что обычно дизайнер выпускает четыре коллекции в год. Проект масштабный, сложный. За неделю перед показом всей командой работали практически круглосуточно, чтобы все успеть, не спали ночами, – рассказали авторы.

На показе их поразили работы других дизайнеров, особенно коллекция стилизованного костюма «Взором на Восток» Султана Салиева из Татарстана. Художник представил ее публике впервые и, говорит, что переживал, ведь в образах использовал очень смелый микс культур: узбекской, японской и европейской одновременно:

– Идея родилась в пандемийный год, когда мы все сидели дома. Это было время застоя для нас, дизайнеров. Вдохновение пришло, когда в соцсетях мне попалась страница с узбекскими тканями. Мне захотелось показать историю узбекской ткани, но в европейском сочетании цветов, с отголоском японского кроя. Очень сложное смешение разноплановых идей, и это мог бы быть полный провал. Но зритель оценил!

Байкальская неделя искусства и ремесел посвящена Году культурного наследия народов России, 85-летию Иркутской области и Году Ангары, объявленного в Иркутске. Ее организатор, президент Евразийской ассоциации этнодизайнеров Роза Халтуева рассказала, что проект поддержали президентский фонд культурных инициатив, правительство Иркутской области и администрация Иркутска.

 

 

– Сейчас все представители туриндустрии сходятся во мнении, что развивать такие города, как Иркутск, могут событийные мероприятия, – сказал начальник управления культуры администрации города Иркутска Антон Чернышов. – Байкальская неделя искусства и ремесел привлечет к нам туристов со всего мира, желающих не только посетить Байкал, но и стать частью большого яркого события. У фестиваля будет своя постоянная дата. Это мероприятие не только о моде, но и об истории нашей многонациональной страны.