Дорожный контроль по-новому

Качество автомобильных дорог в Приангарье начали проверять при помощи лазерного 3D-сканирования. Для этого приобрели инновационный мобильный комплекс стоимостью более 40 млн рублей. На что способны передовые технологии, выяснял корреспондент «Областной». 

Систему лазерного 3D-сканирования Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области приобрела в декабре прошлого года. Приангарье стало одним из первых регионов в России, где появилась такая техника.

 

 

Граждане, особенно автомобилисты, пока воспринимают ноу-хау настороженно, заметили сотрудники геодезического контроля качества работ:

– Когда видят наш автомобиль с камерами, думают, что это в ГИБДД придумали новый способ ловить лихачей, фиксировать нарушения, и сразу начинают сбрасывать скорость, ехать по правилам.

Автомобилисты в поле зрения сканера не попадают, а вот дорожное полотно изучается пристально, до каждого миллиметра.

Мобильный комплекс сканирования представляет собой микроавтобус, оборудованный системой датчиков, вычислительной техникой и другой аппаратурой для общего анализа и оценки проезжей части. К колесу автомобиля прикреплен одометр для считывания скорости вращения колеса, его крен и пройденное расстояние используется для корректировки траектории сканирования. На крыше авто – спутниковая антенна, передающая положение в пространстве, а также панорамная фотокамера с пятью объективами, способная делать снимки радиусом 360 градусов. Там же – сканирующий блок и блок обработки информации.

 

 

В салоне авто тоже целый комплекс оборудования, которым управляет оператор: в режиме онлайн корректирует параметры сканирования и качество получаемой информации. Всего за полчаса мобильный комплекс со всех сторон может отснять 5 км дороги, раньше на это уходило в разы больше времени, говорят специалисты. Съемка охватывает все профили автодороги – ее конструктивные особенности, тип поверхности, уклон, ширину, наличие мостов, водопропускных труб, трещин и ям, асфальтобетонное покрытие, его ровность, колейность, определить наличие или отсутствие разметки, дорожных знаков, высоту столбов, которые стоят вдоль дорог, наличие проводов и даже их марку.

– Этот сканер – новое веяние в дорожном строительстве. У него колоссальные возможности. Во-первых, сканер позволяет за короткое время в движении получить огромное количество информации, которую можно применять для различных целей: разработки проектной документации, контроля качества работ, анализа ситуации для профильных отделов. Раньше на это уходило очень много времени. Сейчас мы снимаем участки, где будут проведены работы в этом году, чтобы сравнить данные после завершения работ и выяснить действительные объемы проведенного ремонта, – рассказала глава Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области Юлия Гордина.

 

 

В первую очередь система лазерного 3D-сканирования будет применяться на объектах, которые входят в национальный проект «Безопасные качественные дороги». Специалисты уже отсняли участки дорог Баяндай – Еланцы – Хужир, Байкальского, Голоустненского трактов, Залари – Троицк – Черемшанка, Ангарск – Тальяны, Молочное – «Михайловка – Березовка», Усолье – Белореченск – Мишелевка – Михайловка, Нукуты – Ворот – Оргой – Закулей – Хадахан, Иркутск – Оса – Усть-Уда и другие. В 2022 году сканирование проведут на отрезках общей длиной около тысячи километров.