29.06.2022 14:06

Андрей Межулис: Быть артистом – испытание и награда

Заслуженному артисту России Андрею Межулису подвластны любые образы – положительные, отрицательные, комические и драматические. В его актерской копилке множество ярких ролей в театре и в кино. В обычной жизни Андрей Межулис производит впечатление человека, который полностью доволен тем, как сложилась его судьба. Он прост в общении, глубок в своих размышлениях и искрометен в высказываниях.

В минувшую субботу артист вместе со своими коллегами дал концерт в Иркутске, а на следующий день в составе «Северного десанта» отправился в Усть-Кутский район. В промежутке между выступлениями он ответил на вопросы корреспондента «Областной».

 

«Даже мама сомневалась в моем успехе»

– Андрей Валентинович, с чего началось ваше творчество?

– С пионерского галстука и песенки, которую я пел с хором: «Вместе весело шагать по просторам…» С тех пор и шагаю. Детство было сложное, мама одна воспитывала нас с сестренкой, мы часто ездили в пионерские лагеря, были полностью предоставлены сами себе. Но в какой-то момент пришло осознание необходимости чтения. Я стал заниматься в художественной самодеятельности – танцевал и пел, играл разные роли. Именно тогда во мне пробудилась тяга к актерской профессии, я осознал необходимость ехать в Москву и поступать в театральный вуз очень рано – в 14 лет. Знал, что я это сделаю и буду учиться на артиста, несмотря на неверие окружающих. Даже мама сомневалась в моем успехе. Но во мне поселилось это желание, были энергия и уверенность. Хотя я поступал три года подряд.

 

– А что стало причиной первых двух неудачных поступлений?

– Об этом я, кстати, предупреждаю всех ребят, которые мечтают стать артистами. Если вы просто выберете, как это указано в правилах поступления, понравившуюся вам басню или стихотворение, то вы вряд ли себя хорошо покажете. Ведь это произведение может не отвечать вашей актерской и личностной индивидуальности. Я два раза выбирал материал, который был со мной в перпендикуляре. Потом проконсультировался с педагогами, которые обратили на меня внимание, и они подсказали мне репертуар. В итоге мой третий приезд в Москву оказался гораздо более успешнее – меня сразу брали три вуза и три мастера. В 1990 году набирали курсы Юрий Петрович Любимов, Андрей Александрович Гончаров и Павел Осипович Хомский, который в итоге и стал моим учителем в ГИТИСе. Потом я пришел к нему в Театр Моссовета, где до сих пор служу.

 

«Театр – это дом, а кино – часть профессии»

– Вы довольны выбором профессии?

– Ни разу об этом не пожалел. Даже в смутные 1990-е, когда я после окончания института испытывал определенные сомнения: есть ли польза от моей профессии? Этим вопросом я замучил всех уважаемых мной артистов. Сергей Юрьевич Юрский мне тогда сказал фразу, смысл которой я понял позже: «Бедные вы, бедные, в безвремении родившиеся…». И я дошел до такой точки кипения, что обратился с этим вопросом к батюшке, к которому у меня возникло какое-то интуитивное доверие. Он в ответ рассказал мне историю своей прихожанки, которая решила покончить жизнь самоубийством. Назначила день и время, но тут ей на глаза попалась программа телепередач, и она увидела, что в эти минуты должен начаться ее любимый фильм «Шерлок Холмс» с Ливановым и Соломиным. Она решила его посмотреть в последний раз, а на утро пришла в церковь. И я очень благодарен ему, потому что после этой истории мои сомнения рассеялись.

 

– Что для вас важнее – театр или кино, ведь там и там у вас сопоставимое количество ролей?

– И театр, и кино! Они взаимообогащают друг друга, но отличаются по способу существования. Театр – это дом, семья, традиции. Кино – это часть профессии, где мы тоже рассказываем истории. Но собираемся дней на 20 – шумно, бурно, ярко и разбегаемся. Театр – это стабильно, стационарно, надежно. Там, и там для меня важно получать радость от того, что я делаю, и дарить эту радость другим.

 

«Отказываюсь от ролей, которые мне не подходят»

– Как складываются ваши взаимоотношения с режиссерами? Однажды вы сказали, что иногда вы их не слушаете?

– Я всегда слушаю режиссеров, но если я понимаю, что нужно делать что-то другое, а спорить бесполезно, я киваю, соглашаюсь, но делаю по-своему. И режиссер, как правило, говорит – да, это я и хотел! Самый первый фильм, где я снимался, научил меня тому, что на площадке все в твоих руках. Если есть малейшее сомнение, в итоге будешь очень неприглядно выглядеть. Это была картина Георгия Николаевича Данелия «Белый танец». Знакомился я с режиссером очень нахально и свежо. Но потом, когда я попал на съемочную площадку и увидел Савелия Крамарова, Юлия Гусмана, я сказал себе: они гении, а я – вообще никто, и зажался. Режиссер был в панике: что с артистом, он на пробах был таким раскованным? В итоге меня смогла привести в порядок второй режиссер, но этот опыт я запомнил на всю жизнь. И сейчас, общаясь со студентами, я декларирую им: кто бы перед вами ни стоял, любой величины режиссер или артист, вы на съемочной площадке – на равных! За кулисами – пиетет, но во время игры встречаются два таланта – молодой и опытный!

 

– Есть роли, которые были восприняты вами на сопротивление?

– Всегда отказываюсь от ролей, которые мне не подходят. Прежде всего, это образы с налетом патологии, ведь это небезопасно. Правда, однажды я сыграл Гитлера. Должен был играть Михаил Ефремов, но у него не получилось по срокам, и это доверили сделать мне. Я помню тогда, как какие-то внешние силы словно присутствовали на съемочной площадке, и во мне бурлили несвойственные волнение и страх. По сценарию это был 1945 год – конец войны. Мой голос дрожал, и я не понимал, что происходит. Было ощущение, что это некое инфернальное присутствие на площадке самого персонажа.

 

– Ваша любимая роль?

– Их много. Мне ближе исторический материал. Но могу назвать одну из последних работ в фильме Юрия Павловича Мороза «Пелагея и белый бульдог». Я там играл офицера полиции, и это было очень интересно. А так я вообще все люблю, ведь амплуа у меня – характерный артист, поэтому диапазон большой – от отрицательного до положительного, от нелепого до наглого.

 

– Удалось ли привить вашим детям любовь к творчеству?

– Да, но к моей радости к актерству никто не прикоснулся. Я уже трижды дедушка, и все мои дети и внуки занимаются творчеством. Прекрасно понимаю, насколько трудна моя профессия. Насколько она зависима от случая и обстоятельств. Быть артистом можно, если ты больше в этой жизни ничего не можешь и не хочешь делать. Тогда ты сможешь вытерпеть все эти сложности и безвременье. Но в такие моменты тоже важно быть самостоятельным и мобильным. Например, когда у меня не было ролей в театре и кино, я делал свои сольные программы, сейчас у меня их пять. Поэтому перерывы в съемках я компенсирую выступлениями, которые греют мне, а значит и зрителям, душу. Быть артистом – мое призвание, испытание, награда, наказание. Словом – это моя жизнь! Я занимаюсь тем, чем хотел всегда, и получаю от этого невероятную радость.

 

– Понравилось ли вам участие в «Северном десанте»?

– Это очень позитивный опыт, ведь мы ощущаем искренность и открытость людей, для которых выступаем. А еще – это уникальная природа. Словом, здесь можно общаться просто и искренне, и это прекрасно.

 

 

С 25 июня по 5 июля актеры «Северного десанта» выступят в Усть-Кутском, Нижнеилимском и Качугском районах