«Там, где ночи холодные»

Драматург написал пьесу о казаках в сибирской станице

«Неисповедимы пути творческие» – это смело можно сказать об Олеге Малышеве. Поклонникам театра как автор пьес он стал известен в 2018 году, после победы в международном конкурсе современной русской драматургии «Автора – на сцену!», представив деревенскую трагикомедию «Дорогой подарок». Актер, телепродюсер и драматург недавно отметил 60-летний юбилей.

Девятый день мая

Хоккейный вратарь Малышев, выучившийся на электрогазосварщика, не предполагал, что свяжет свою жизнь с мельпоменой, – поступит в Иркутское театральное училище, а после отправится выступать на подмостках недавно открытого Братского драматического театра. Но так и случилось в 1980 году.

– Мы на электричке с пацанами приехали в Иркутск повалять дурака. Шли мимо театрального училища, и я на спор туда зашел. Спросил: «Это тут на артистов учатся?» и записался на вступительные. Вышел и говорю пацанам: «Все, ребята, я – артист!». Они засмеялись, а я об этом вообще забыл. Когда из Иркутска пришло письмо, что ждем на вступительные экзамены, подвиг совершил – за ночь выучил басню. Приезжаю рано утром в город, а там столько народу – сто сорок человек на место! В итоге на курс поступили 45 человек, окончили 18, – вспоминает драматург.

Вторым отцом для Олега Малышева стал преподаватель актерского мастерства ИТУ Борис Райкин, троюродный брат Аркадия Райкина. Его портрет с трещиной на стекле, появившейся в день смерти, находится по соседству с фото родителей нашего собеседника. После Братского драматического театра он работал в ТЮЗе им. А. Вампилова. Но сцену пришлось оставить – настали девяностые, денег театр не приносил, а в семье появился ребенок. Нужно было как-то зарабатывать. Выходом стала тележурналистика, давшая огромный жизненный опыт и новые знакомства, благодаря которым появились персонажи его пьес.

– Я начал писать повесть «Девятый день мая», но раньше она называлась «С чего начинается Родина», но подумал, что слишком пафосно. Мое произведение про один день из жизни в деревне и о деде, он прошел три войны: Финскую, Великую Отечественную, был на фронте в Маньчжурии. И тогда я подумал: «Там есть диалоги. А что такое диалоги? Это пьеса!», – поделился воспоминаниями Олег Малышев.

В контакте со зрителем

Пробой пера для автора стала пьеса «Бабочка», но он ее никому не показывает. Вторую работу «Витька» – о журналисте в лихие девяностые считает «сыроватой, но очень интересной», и сам себе обещает когда-нибудь доработать.

– А потом написал «В контакте» и сам поставил и на сцене ТЮЗа, и в Братском драмтеатре. Чуть погодя написал «Дорогой подарок». Что-то торкнуло внутри, стал изучать интернет, соцсети и нашел международный конкурс «Автора –на сцену!» Послал туда пьесу. И потом мне сообщают: «Олег Петрович, вы победитель конкурса со своей пьесой. Вот Вам билет в Москву, вручение премии будет во МХТе им. А.П. Чехова», – продолжает автор.

Именно пьеса «Дорогой подарок» открыла Олега Малышева широкому театральному сообществу как драматурга в 2018 году. История о матери-одиночке в деревне заслужила победу на международном конкурсе «Автора – на сцену!». Напечатанная в журнале «Современная драматургия», она нашла воплощение на сцене омского театра им. Л. Ермолаевой в 2020 году. Режиссером выступил народный артист РФ Валерий Алексеев, уроженец Усолья-Сибирского и исполнитель роли Бусыгина в первой постановке «Старший сын» Александра Вампилова. Для Олега Малышева это послужило лучшим залогом того, что пьеса в надежных руках. К перенесению материала на сцену он относится очень щепетильно.

–Нужно ставить так, как написал автор, – этому он [Борис Райкин] так учил. Железное правило. К сожалению, сейчас принято брать рассказик или классиков, их бедных затерли уже, и от классиков ничего не остается, выдумают что-то, – огорчается Олег Малышев. – Приходит зритель и не понимает, что происходит. И какой он оттуда выходит? Что такое театр? Пьеса? Мы забыли об этом. А это же воспитательная вещь!

В пандемию, как говорит Олег Малышев, почти не работал, ленился, но написал в 2020 году «Там, где ночи холодные». В центре повествования – казачьи семьи Кулагиных и Зайцевых, живущих в сибирской станице, где современность с гаджетами и молодежным сленгом соседствует с воспитанием нагайкой, заготовкой сена – по-старому, косой.

Казачья тематика близка драматургу: он «заболел» ею после просмотра художественного фильма «Даурия», о жизни и быте забайкальских казаков.

– Я на учебу не пошел, ожидая, когда начнется вторая серия. Она началась и тут бац! Сразу с революции! – говорит он. – У меня любовь к литературе началась в «Фазанке», так раньше профессионально-техническое училище в Ангарске называли. Там учительница литературы была хорошая, и она мне дала прочитать Константина Седых. Я влюбился вообще в эту тему сильно, столько книг прочитал: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Даурия». Кровь моя так дала о себе знать: мой прадед – казак. Например, «Там, где ночи холодные» – очень патриотическая пьеса. А у нас каша во времени сейчас, почему бы не поставить?.. 

Все как в жизни

Сейчас Олег Малышев носит в голове сюжет новой пьесы, а также работает с детьми, учит актерскому мастерству. Для «шпаны», как ласково он зовет воспитанников театральной студии, был написан и поставлен спектакль «Колыбельная для всех» («Без названия»). Главные героини – Соня и Катя – подружились во время битвы за Сталинград. Вот уже два сезона ко Дню Победы юные артисты играют для ветеранов труда Иркутского авиазавода.

Стаж на телевидении в 20 лет повлиял на дальнейшее творчество Олега Малышева. К работе с артистами, даже юными, у него подход серьезный:

– У меня синтез театра с кино: на площадке требую от артистов крупный план везде. Не даю им халтурить. Я говорю: «Вы всегда на крупном плане. Я снимаю твое лицо крупным планом, а ты халтуришь?». Поэтому меня артисты многие не любят. Я деспот на площадке, заставляю работать по полной программе. Требую, чтобы все было, как в жизни. Не люблю, когда все наиграно, зритель в зале хорошо все чувствует и понимает. Если что-то не получается, то бракую все.

Оглядываясь назад, Олег Малышев благодарен секундному порыву записаться на вступительный экзамен в театральное училище. О своих пьесах, написанных и задуманных, автор говорит, что будто записывает за кем-то:

– Просто окунаюсь в этот мир, эту жизнь, как будто я там. И вот пишу по ходу. Я бы очень хотел, чтобы поставили в Иркутском драматическом театре мою пьесу. Это даже не желание, пока это только мой сон. Возможно, когда-нибудь он станет явью.

Фото из личного архива О. Малышева