Поколение с БАМовской закалкой

Иркутянка Нина Фарафонтова, отличник профтехобразования и мастер производственного обучения, в личном архиве хранит копию приказа по началу работ отряда первопроходцев на БАМе, кусочки красной ленты, перерезанной на открытии железной дороги по маршруту Таюра – Небель, удостоверение почетного пассажира первого поезда, прибывшего на станцию Улькан.

Билет на стройку века

Нина Петровна родилась в Зиме. После школы поступила в училище на курсы штукатура-маляра в Ангарске. Дальнейшее образование отправилась получать в строительный техникум города Артем Приморского края, где познакомилась со своим мужем. Пока он три года служил в армии, молодая супруга работала на Сахалине. Потом семья решила переехать в Иркутск.

– Муж Леонид Николаевич работал конструктором, старшим технологом, механиком на ремонтно-механическом заводе в поселке Жилкино. Он был хорошим специалистом, занимался общественной работой на своем производстве. Его приметили и пригласили работать в Ленинский райком партии, заведующим промышленно-транспортным отделом, – вспоминает Нина Петровна.

Она хорошо помнит, как 20 февраля 1975 года его вызвали в орготдел обкома и предложили работать секретарем парткома в СМП 571 поселка Улькан. В это время туда прибыли два отряда первопроходцев: «Иркутский комсомолец» и «Комсомолец Крыма», вот-вот должны были подойти отряды из Украины и Азербайджана. В то время их дочь училась в третьем классе, а сыну Сергею только исполнилось полгода.

– Мужу сказали, чтобы он посоветовался со мной. Но, по сути, другого выбора как согласиться у него не было, поскольку ему уже купили билет до Казачинска, а на следующий день уже улетел, – продолжает иркутянка.

Леонид Николаевич вернулся домой через два месяца. Рассказывал, в каких суровых условиях ему приходилось жить. Ночевал в старом двухэтажном амбаре, где в потолок были видны звезды. В сорокаградусные морозы спал на матрасе и укрывался матрасом. Но все эти трудности в молодости легче переносились, главное, что они принимали участие во Всесоюзной ударной стройке XX века.

Как жили первостроители

В то время, чтобы попасть в Улькан, где располагались отряды первостроителей, сначала нужно было лететь на самолете до Усть-Кута, а потом добираться до вертодрома около небольшой деревни Юхта, где жили только рыбаки и охотники. Сам поселок расположен на берегу реки, впадающей в реку Киренгу. Такая логистика позволяла завозить груз только вертолетами – стройматериалы, оборудование, технику, продукты и товары первой необходимости.

Принцип обустройства жизни в Улькане был простым, но в то же время рациональным: у каждого предприятия были свои микрорайоны с жильем, общежитием, детским садом, баней, магазином. Это было удобно для работников. Практически рядом на промбазе располагались склады ГСМ и запчастей, токарная и слесарные мастерские, кузница, аккумуляторная, гаражи, дизельная электростанция.

На участке, где по 12–16 часов трудились бригады вахтовиков, находилась столовая – в те времена это называлось «котлопункт», жилые вагончики-общежития, дизельная установка, под навесом оборудованы места для выполнения сварочных работ и ремонта самосвалов. Объем работ определялся трестом «ЗапБАМстроймеханизация». Участок для отсыпки мог быть от трех до шести километров. Участки разбивались на «захватки». Отсыпка грунта производилась слоями не более 40 см толщиной, после чего уплотнялась катком. И только потом засыпался следующий слой. И так повторялось до проектной отметки. Геологи определяли места для карьеров – там, где находились месторождения урана, брать грунт было категорически запрещено. Выполнив свою задачу, мехколонны двигались дальше на восток.

Жизненные университеты

Нина Петровна с детьми переехала в Улькан. Здесь не было палаток, и для первопроходцев сразу установили вагончики, которые также прибыли по воздуху. Эти жилища на два хозяина обогревались водяным котлом, расположенным в тамбуре. Семью Фарафонтовых поселили в таком же.

– Меня взяли на должность инженера по охране труда и технике безопасности в механизированной колонне № 145, которая выполняла работы по отсыпке земляного полотна под трассу БАМ и притрассовой автодороги. Однажды мои опыт и знания помогли мне спасти мужа. У него была очень напряженная работа, на его плечах огромная ответственность. Помню, под Новый год у него случилась остановка сердца. Врача в то время не было, больницу еще не построили. Мне самой пришлось делать ему искусственное дыхание и массаж сердца. Попросила дочь принести воды, а она в ведре замерзла, пришлось лед долбить. Но на судьбу мы не жаловались, честно и добросовестно выполняли свое дело, – продолжает свой рассказ Нина Петровна.

В ее производственные задачи входил контроль за соблюдением техники безопасности труда рабочих и бытовых условий при работе на участках. Она вникала в специфику всех строительных специальностей, многому училась у главного инженера – специалиста высокого класса, поэтому свое дело знала прекрасно.

– В коллективе – 300 мужчин и всего 12 женщин. Никогда не слышала от рабочих грубых слов. Труд на БАМе очень тяжелый был. Я добилась, чтобы спецодежду работникам выдавали каждые полгода. И верхонками обеспечивали не раз в три месяца, а ежемесячно. Чтобы лежаки для ремонта под машиной были оббиты списанными ватниками, а сварщикам и работникам на вредном производстве выдавали молоко и дополнительные дни к отпуску, – отмечает Нина Петровна.

Особое внимание она уделяла контролю за соблюдением техники безопасности. В мехколонне несчастные случаи были редкостью, но один из них врезался ей в память на всю жизнь. Как-то молодой водитель не успел на остановке заскочить в свой грузовик, который ехал на железнодорожной платформе, и угодил под поезд. Ему отрезало ногу и два пальца на руке.

– Мехколонна оказала всю необходимую помощь этому парню. Ему сделали протез, и он смог в дальнейшем поступить в строительный техникум, потом устроился на работу мастером – оказался смышленым и толковым человеком. Женился, в его семье родился ребенок. Все благополучно у него в итоге сложилось, – рассказывает иркутянка.

По тайге и бездорожью

До своего места работы Нина Петровна добиралась несколько часов. Из дома выходила в пять утра, потом вместе с вахтовиками тряслась по бездорожью не один десяток километров. Обратно возвращалась попутным транспортом. На автотрассе порой приходилось стоять до глубокой ночи, пока мимо не пройдет машина. А от основной дороги приходилось еще около четырех километров пешком идти, иногда водители подвозили прямо до дома.

Зато можно было любоваться пейзажами сибирской природы. Едешь бывало на грузовике, а в тайге промелькнет косуля. Однажды вместе с коллегой Нина Петровна возвращалась на бензовозе. Резко притормозив, шофер вытащил что-то из-под сиденья и выскочил из машины. От грохота женщины съежились в кабине. Вернувшись, водитель бросил под ноги им подстреленного зайца.

– Руководители в СМП создали дружный, сплоченный коллектив. Вместе отмечали праздники. Весело время проводили. Придумали даже игру с мячом – «дюмба-юмба бол». Или проводили конкурс лучших по профессии – я с секундомером в руках была в жюри по определению лучшего среди водителей. А в деревне Юхта сделали чашу и зажгли мемориальный Вечный огонь. Для местных жителей это стало особым местом, где можно было почтить память героев военных лет, – отметила Нина Петровна.

Когда дети в семье Фарафонтовых выросли, пришло время поступать в институт, они вернулись в Иркутск. Леонид Николаевич перешел на работу в обком, Нина Петровна стала завотделом учебно-методического кабинета. Бамовская закалка помогла в жизни их детям. Дочь больше двадцати лет работает директором сельской школы, сын трудился инженером-строителем.