Жители Иркутской области ежедневно жалуются на нелегальных майнеров
Жители Иркутской области ежедневно жалуются на майнеров. Обращаются главы поселений, управляющие компании, жители. О борьбе с «серым» майнингом рассказали 2 июня 2022 года в пресс-центре газеты «Областная»
– Майнинг, как вид деятельности, если он легализован, выстраивает свои отношения со всеми субъектами бизнеса, но «серый» майнинг, потребляя субсидированный ресурс, нарушает правила технологического присоединения и несет риски нарушения надежности электроснабжения, пожаров, в том числе в многоквартирных домах, – рассказывает генеральный директор ООО «Байкальская энергетическая компания» Олег Причко. – Майнинговое оборудование устанавливают в квартирах, на балконах.
Директор ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов отметил, что с проблемой нелегального майнинга энергетики остро столкнулись в 2019 году, пик ее пришелся на 2021 год. Началась наработка судебной практики, что позволило уже в 2022 году стандартизировать работу. Сегодня в активе порядка 430 исковых заявлений на сумму более 200 млн рублей. Положительное решение суда о взыскании с майнеров средств по общему, а не по льготному тарифу уже есть по 130 делам (на сумму около 100 млн рублей). Остальные дела еще на стадии рассмотрения. Например, пару недель назад прошло выездное судебное заседание в поселке Баяндай. На участке были обнаружены несколько забитых сеном помещений, под которым находились стеллажи с розетками, они использовались для подключения энергетически ёмкого оборудования. Теперь по решению он должен заплатить 28,6 млн рублей в качестве перерасчета за электроэнергию по коммерческому тарифу.
Ежедневно в «Иркутскэнергосбыт» поступают по 1-2 жалобы на майнеров. Обращаются главы поселений, управляющие компании, жители. Энергоснабжение МКД не рассчитано на такие нагрузки и несет риски сотням людей.
Олег Причко добавил, что этой весной сотрудникам МЧС пришлось эвакуировать жителей двух подъездов из-за пожара в одной из квартир, где электропроводка не выдержала напряжения.
– Между тем, малый бизнес, парикмахерские, пекарни и т.п., расположенные на первых этажах тех же МКД оплачивают электроэнергию по коммерческим тарифам, в то время как «серый майнинг» потребляет электроэнергию по социальной субсидируемой государством цене, установленной для населения, – подчеркнул Олег Причко. – Решением вопроса может стать установка дифференцированных тарифов, отдельных приборов учета на домохозяйство и предпринимательскую деятельность. Законодательно домовладелец может расходовать любое количество электроэнергии. Но недопустимо, чтобы требующий гигантского расхода ресурса бизнес прятался под субсидируемое потребление. Таких домохозяйств не много, но они потребляют четверть всего объема электроэнергии, потребляемой населением региона. И динамика роста их числа тоже настораживает. К примеру, в 2017 году усредненное по году потребление 6 тыс. КВч в месяц было в 6226 домохозяйствах. В 2020 году их стало на полторы тысячи больше, и они стали потреблять в месяц 12-13 тыс. КВч. За 2021 год прирост составил 1 млрд 83 млн КВч. И эту разницу за майнеров заплатят бюджетные организации, представители малого и среднего бизнеса. Честных майнеров существенно меньше, чем «серых». Суть дифтарифа состоит в установлении планки потребления ресурса, выше которой его оплата будет согласно установленной Службой по тарифам. Однако определить планку довольно сложно. «Байкальская энергетическая компания» предложила ориентироваться на величину 15 КВч, льготируемых правительством страны и положенных по технологическому подключению, с потреблением в месяц 7560 КВ. Именно в этой логике идет обсуждение проблемы в федеральном центре. Пока законодательство не скорректировано с этой новой для нас деятельностью, эффективного решения вопроса не будет, и мы можем только дифференцировать тарифы. Центробанк и профильные федеральные министерства сейчас прорабатывают процедуры перемещения и контроля криптавалюты. Но изначально необходимо сформулировать нормы и правила при их производстве. В декабре 2021 года вышло постановление правительства РФ о методике определения пределов энергопотребления. Но ФАС до сих пор ее не выдал. Чем дольше этот процесс идет, тем больше ресурсов теряет государство.
Начальник отдела организации деятельности подразделений уголовного розыска по борьбе с преступлениями против собственности УУР ГУ МВД России по Иркутской области, подполковник полиции Иван Кузьмин рассказал, что с начала 2022 года возбуждено 175 уголовных дел по фактам кражи оборудования для майнинга криптавалюты. Желание скрыть нелегальную деятельность заставляет майнеров устанавливать оборудование в неохраняемых помещениях. Фактов хищения со специализированных площадок практически нет. Похитители отслеживают работу ферм дистанционно. Майнеры не сразу реагируют на уведомления программного обеспечения о прекращении работы оборудования, поздно обнаруживают факт хищения. Это затрудняет оперативные мероприятия по розыску. Доля хищений майнингового оборудования в общей массе хищений не превышает 2%. В текущем году установлены виновные по 35 уголовным делам, в суд направлено 19 уголовных дел.
– Законодательством РФ не предусмотрены причины пожаров, вызванные в результате работы майнингового оборудования, – отметил начальник отдела информации и связи с общественностью (пресс-служба) Главного управления МЧС России по Иркутской области, подполковник вн. сл. Андрей Шутов. – Тем не менее, по указанию руководства ГУ МЧС дознаватели при расследовании пожаров в помещениях, где находится большое количество оргтехники и шумобоксов, сообщают данные в Главное управление. С начала года на 23 пожарах было обнаружено специализированное оборудование. Лидерами по этим пожарам являются Иркутск, Иркутский район, Ангарск и Усолье-Сибирское. В газифицированном Ангарске устанавливать такое оборудование наиболее опасно. Пожарные подразделения реагируют по повышенному номеру. Только в апреле произошло два пожара на балконах многоквартирных домов в Черемхово и Ангарске по электротехнической причине. «Серые» майнеры никогда не присутствуют в тех помещениях, где установлено оборудование, поскольку оно выделяет большое количество тепла и шум. На легализованых майнинговых фермах не произошло ни одного пожара. Очевидно, что «серые» майнеры изначально нарушают правила пожарной безопасности ради получения выгоды. 7 января в садоводстве Иркутского района произошел пожар, где пострадал человек, пытаясь спасти оборудование. В прошлом году сгорели гараж и дом, где погиб владелец дома, его сын пострадал. Одна «машинка» потребляет порядка 1,5 КВ, установив в рамках положенных 15 КВ 10 таких машинок, майнер продолжает пользоваться другими электроприборами. Повышенное потребление электроэнергии ведет к перегрузке у него и у соседей. Бытовые сети, не рассчитанные на такую нагрузку, не выдерживают. Уходя от налогов, «серые» майнеры подвергают себя и свою локацию опасности не только материального ущерба, но и жизни других людей.
С 2019 года Иркутская область лидирует по пожарам, связанным с электротехнической причиной. Если в среднем по России это 15-20%, то в нашем регионе в 2021 году – 62%, за прошедший период 2022 года – 68%. Прогресс соответствует росту оборудования для майнинга. Поэтому нашим гражданам важно быть бдительными.
Олег Причко считает, что процесс утверждения Методики определения пределов энергопотребления задерживается, потому что проблема нелегального майнинга характерна лишь для нашего региона. Низкие тарифы на электроэнергию обернулись для нас другой стороной.