Константин Зайцев: Нет паники, есть понимание процессов

В Иркутской области создано восемь профильных групп по обеспечению устойчивого функционирования экономики в условиях санкций. Константин Зайцев, первый заместитель губернатора – председатель правительства Иркутской области, руководит группой по экономике и промышленности.

 

– Константин Борисович, как строится работа и зачем создана эта структура?

– Моя группа, по большому счету, осуществляет свод материалов, которые готовят все остальные. Объединяем подготовленные материалы, передаем их на федеральный уровень. Мы также должны учитывать решения, уже принятые на федеральном уровне.

Например, мы из консолидированного областного бюджета за 2021 год поддержали жителей Иркутской области на сумму 5,5 млрд рублей за счет социальных вычетов из НДФЛ. Куда эти деньги ушли? Примерно 5,1 млрд были потрачены населением на ипотеку, и в результате получили зримый рост по строительству жилья. На эти цели по всей России было направленно примерно 139 млрд, и из них 5,1 млрд – наш вклад, представляете? Подчеркну, что своим решением на уровне области этот вопрос решить не могли, это федеральные полномочия. Федерация приняла решение, а регион его качественно исполнил, в результате жители Иркутской области получили поддержку.

С мая 2022 года по личному поручению президента России Владимира Путина назначаются новые выплаты на детей от 8 до 17 лет, и мы из областного бюджета более 2 млрд рублей направляем на эти цели.

 

– Как в нынешней ситуации правительство может поддержать бизнес?

– Мы общаемся с представителями бизнеса, они нам направляют свои предложения, объединенный перечень этих идей передаем в федеральный центр. А когда Федерация примет решение, мы его исполним, так это работает. Например, правительство уже обнулило налог на прибыль для IT-компаний.

Осуществляется поддержка предприятиям, которым устанавливались пониженные ставки НДПИ или по налогу на имущество организаций. Кроме того, помощь идет через институт поддержки малого и среднего предпринимательства.

Правительство Иркутской области очень аккуратно относится к принятию собственных, региональных мер поддержки. Почему? Когда начался коронавирус, каждый субъект пытался установить собственные меры поддержки. В соседнем субъекте, например, пошли на радикальный шаг и региональным законом уменьшили налоговые ставки для упрощенной системы налогообложения. Их предприниматели получили небольшое конкурентное преимущество. Бизнес-сообщество даже стало обсуждать, не перевести ли бизнес из Иркутска к соседям. Правда, дальше разговоров дело не пошло, потому что предприниматели такие вещи всегда рассматривают в комплексе, и, оценив преимущества и риски, все остались по месту регистрации.

Почему мы в Иркутской области не пошли на такие меры? Да, предприниматели заинтересованы в снижении ставки УСН, у них прибыли больше остается, сокращаются сроки окупаемости, оборотные средства увеличиваются. Но не надо забывать, что налоговая природа «упрощенки» такова, что если предприятие генерирует прибыль, оно платит налог, а если оно прибыль получить уже не в состоянии, то никакие льготы по упрощенке ему не помогут. Нам сейчас важно помочь именно тем, кто находится в сложной ситуации. Ну или всем категориям сразу, одинаково. А получается, что мера поддержки дойдет только до тех, кто и так уже более или менее справляется.

Для предпринимателей гораздо полезней будет адресная помощь через институты поддержки малого и среднего бизнеса, созданные правительством региона. Мы готовы вернуться к обсуждению меры снижения налогов по упрощенной системе налогообложения по отдельным отраслям, если будет отмечаться понижение деловой активности и уменьшение поступлений. Но надо отметить, что рост поступления по УСН по другим, скажем так, спецрежимам, за четыре месяца этого года составил +12%.

 

– Насколько стабильно функционирование промышленных предприятий Иркутской области в новых экономических условиях?

– Все предприятия, находящиеся на территории Иркутской области, пока не заявляли о значительном изменении своих планов. Иркутская нефтяная компания подтверждает, что продолжает строительство завода полимеров в Усть-Куте. Предприятия алюминиевой отрасли заявляют, что занимаются реконструкцией своих производств.

Есть узкие места с угледобывающей отраслью, это связано с тем, что сейчас на рынке хорошая конъюнктура на экспорт угля в Китай, однако железная дорога пока не готова увеличивать объемы перевозок. Восточный полигон и так перегружен, эту проблему мы сейчас обсуждаем совместно с РЖД и правительством РФ.

Пожалуй, только Иркутский авиационный завод заявил о переносе сроков запуска серийного производства лайнера МС-21. Однако «Иркут» сохранит рабочие места, производство временно будет переориентировано на другую продукцию, что позволит сохранить заработную плату сотрудников.

 

– Правительство Иркутской области внесло ряд изменений в несколько своих постановлений, касающихся заключения госконтрактов. Расширен перечень ситуаций, в которых заказчиком разрешено осуществлять закупку у единственного поставщика. Давайте попробуем объяснить, зачем приняты такие меры и как они повлияют на расходование средств бюджета?

– В условиях специальных экономических мер, принятых в отношении Российской Федерации, не всегда понятно, у кого сейчас закупать товары. Например, производитель из-за отсутствия комплектующих объявил о приостановке производства, или у него резко выросли цены, а эта продукция есть в наличии на складах в Иркутской области у наших предпринимателей. Поэтому правительство расширило основания для закупки товаров и услуг у единственного поставщика. Вместе с тем мы понимаем, что это всегда несет определенные коррупционные риски, поэтому постарались сделать это таким образом, чтобы соблюсти все требования законодательства.

 

– Какова ситуация с региональным бюджетом?

– В первом квартале текущего года доходы консолидированного бюджета Иркутской области увеличились на 54,5% (на 28,1 млрд рублей) к аналогичному периоду 2021 года и достигли почти 80 млрд рублей. Расходы составили 50,9 млрд рублей, что почти на 5% (2,2 млрд рублей) выше уровня прошлого года, профицит бюджета – 28,7 млрд рублей.

Мы предлагаем увеличить расходную часть бюджета этого года на 46 млрд. Это необходимо, чтобы, учитывая удорожание строительства, в полном объеме профинансировать те объекты, которые возводятся по национальным проектам.

На 1 апреля 2022 года государственный долг Иркутской области составляя 14,3 млрд рублей, это 8,7% от собственных доходов. Напомню, год назад он был почти 30 млрд, мы его сократили вдвое за счет дополнительного поступления доходов. Однако в прогнозе увеличение госдолга к концу года примерно до 25 млрд рублей. Это вынужденная мера, нам нужно завершить строительство объектов, начатых и в этом, и в прошлом году.

Сейчас очень сложно оценить все риски, еще сложнее делать какие-то прогнозы. У нас есть неплохой задел по сельскому хозяйству, мы обеспечиваем себя продовольствием. Предприниматели, работающие на рынке потребительских товаров, ищут новые логистические решения, и нередко они встречают взаимопонимание у компаний, которые официально поддержали санкции против России, но готовы поставлять свою продукцию через третьи страны. Тем не менее, возможно, скоро увидим на рынке и новые бренды, которые заполнят нишу, оставленную американскими и европейскими компаниями.

Сложнее с технологическими компаниями, с той же поставкой запчастей. Мы должны быть готовы к снижению темпов экономического роста и в этом году, и следующем. У нас уже наработан опыт преодоления ограничений в 2014 году, когда мощный толчок получило производство продуктов питания, тех же сыров, например. Правительство Иркутской области, губернатор работают в тесном контакте с федеральными министерствами и ведомствами, с крупнейшими налогоплательщиками, с малым и средним бизнесом. Нет паники, есть понимание тех процессов, которые происходят. Я не исключаю, что в результате мы выйдем из испытаний с новой российской экономикой, которая в меньшей степени будет зависима от импорта – импорта товаров, технологий и идей.