Возвращение байкальских акварелей

Одинокие лодки, ждущие своих хозяев, скромные нежные цветы Прибайкалья, лебеди среди льдов… В Иркутске открылась выставка картин Ирмы Худяковой, вернувшихся на родину из Америки. Живопись, посвященная Байкалу и Саянам, впервые доступна широкой публике. После Иркутска работы отправятся в поселок Максимиха Республики Бурятия, где создана галерея имени художницы.

– Это логическое завершение непростой истории поисков длиной в несколько лет. Долгое время я мечтала об этой выставке, – рассказала иркутянка Ирма Слепнева.

Она 10 лет разыскивала картины, написанные ее бабушкой Ирмой Юльевной Худяковой, художницей, узницей ГУЛАГа.

 

Судьба художницы

Жизнь Ирмы Юльевны Худяковой (в девичестве – Ирмгардт Амалия Геккер) заслуживает отдельной книги или экранизации. Девочку из немецкой семьи, родившуюся в начале прошлого века в американском городе Чикаго, в Россию привез отец Юлий Федорович Геккер, доктор истории и философии, преподаватель Колумбийского университета. Его на работу в молодую советскую Россию пригласил нарком Луначарский.

Отца арестовали в феврале 1938 года за «антисоветскую» агитацию. Вскоре его судьбу разделила и мама Ирмы, получившая восемь лет лагерей в Коми АССР. Родителей осудили без права переписки.

Девушку, не признавшую отца врагом народа, исключили из комсомола и арестовали накануне защиты диплома в художественном институте.

Последовали месяцы мытарств по пересылкам, пережитая эпидемия тифа, этап в Сибирь, где предстояло отбывать годы незаслуженного срока. Все это время Ирма не переставала рисовать – на бумаге для самокруток, обрывках газет, редких клочках чистых листов. Рисовала увиденное.

В 1954 году ссыльных освободили из спецпоселений, выдали паспорта. Вскоре пришло сообщение о реабилитации художницы ввиду «отсутствия состава преступления». Вместе супругом Сергеем, геологом, Ирма Юльевна в 1959 году переехала в поселок Монды в Саяны.

Художница работала чертежницей, преподавателем рисования в школе. Много рисовала сама – людей, окружавших ее, природу, горы. После семья перебралась на Байкал, где художница создала акварельный альбом «Баргузинский залив. Времена года». Затем на основе готовых эскизов появился альбом «Восточный Саян».

 

Недооцененный талант

Издать свои рисунки художница не могла – давало о себе знать незаслуженное клеймо «член семьи врага народа». Десятки акварелей волей судьбы оказались в США, но и там не были изданы. Внучка художницы Ирма Слепнева начала эпопею по их возвращению.

Альбом с акварельными картинами о временах года на Байкале и в Саянах усилиями разных неравнодушных людей удалось вернуть в Иркутск. 12 мая в арт-галерее Ани Городюк открылась экспозиция работ Ирмы Худяковой.

– Мне неожиданно позвонили директор Национального музея Республики Бурятия Татьяна Бороноева и житель Максимихи Игорь Холодов. Я показала рисунки бабушки, мне сказали, что есть идея сделать в Максимихе галерею ее имени. Два года назад я передала 16 картин Национальному музею в Улан-Удэ, на которых изображен Байкал, – вспоминает Ирма Слепнева.

 

 

У нас находятся порядка 26 живописных работ художницы, – пояснила директор Национального музея в Улан-Удэ Татьяна Бороноева. – Года четыре назад нам геологи передали в дар коллекцию картин. Мы сделали большую выставку. Для многих было настолько невероятным открытие самобытного художника. Это глубокий, недооцененный в свое время мастер, талант, не раскрытый для большого круга любители живописи. Работы, что мы видим сегодня, – приобщение к настоящему искусству, без подделки. Научная интеллигенция, конечно, всегда знала Ирму Юльевну. Она в свое время пыталась стать членом Союза художников, но тогда еще не пришло время для возвращения таких имен.

 

Времена года

Выставка в арт-галерее Ани Городюк получилась камерной и стала, действительно, возвращением на Родину. Зрителям представили альбом «Времена года», где каждый месяц иллюстрируется пейзажами и приметами сезона. Глубокие краски, нежная пастель, изумрудная вода Баргузинского залива. Легкие, воздушные полотна, наполнены тихим светом.

 

 

В каждой работе небо композиционно занимает большую часть. Это признак человека духовного. Художница работала с тончайшим вниманием к мелким деталям – цветам, лепесткам, крылу птицы, звездному небу. Эти подробности к творящейся вокруг жизни невольно наводят на сравнения с работами средневековых пейзажистов. Настоящий художник всегда ищет красоту в самом потаенном и скрытом от невнимательного глаза.

 

 

– Обратите внимание, картина Байкала в орнаменте из обычных полевых цветов. И сразу озеро становится еще глубже, – комментирует Татьяна Бороноева.

В Иркутске выставку можно будет увидеть в течение месяца. Потом картины уедут в поселок Максимиха Республики Бурятия, где последние годы жила и работала художница. Местный меценат Игорь Холодов создал там художественную галерею имени Ирмы Худяковой. В Бурятию отправятся шесть больших картин и 33 альбомных работы.

– У нас старшее поколение до сих пор помнит эту удивительную женщину – высокую, с прямой спиной и белой головой «немку», – рассказывает владелец галереи. – Меня потрясла история человека с непростой биографией. Она, прошедшая такие жизненные испытания, сохранила тягу к жизни, яркость восприятия мира, доброту. И эти ее рисунки – Байкал, багульник, жарки – вещи для нас знаковые. Так родилась идея создать галерею. В планах – пополнение экспозиции работами пейзажей из Окинского района Бурятии, где работала художница.

Посетители выставки отмечали реалистичность байкальской флоры, которая прямо-таки «выходит» из холста. Работа по сохранению уникального художественного наследия продолжается.

– Я выросла рядом с необыкновенным человеком, – говорит Ирма Слепнева. – Бабушка всегда много работала, рисовала, учила меня немецкому языку. В Максимихе у нас был маленький деревянный дом. Я очень хорошо помню, когда ждала бабушку, выглядывала в окошко и видела – она идет по дороге, и ее белые волосы светятся от солнца. Одно из самых ярких и первых моих воспоминаний. Эта память всегда со мной. Я мечтаю напечатать книгу мемуаров и издать альбом рисунков бабушки.