История одной женщины

История жизни необычной для своего времени женщины, главы Иркутского сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой – Елены Ротчевой легла в основу фотоспектакля – перфоманса. Его представили публике 29 апреля на камерной сцене Иркутского драмтеатра им. Н.П. Охлопкова.

Спектакль «История одной женщины» – часть большого просветительского проекта «Тайны Иркутска» благотворительного фонда «Подари планете жизнь». В этом году он стал победителем конкурса президентского фонда культурных инициатив.

– Я давно увлекаюсь краеведением, и однажды меня заинтересовало – были ли в нашем регионе до революции женщины с интересными биографиями, о которых мы мало знаем, – отметила директор благотворительного фонда «Подари планете жизнь» Наталья Еремеева. – Знакомясь с историей главы Иркутского сиропитательного дома Еленой Ротчевой, я удивилась ее высокому происхождению. Захотелось узнать, что урожденная княгиня Гагарина, семья которой роднилпсь с Романовыми, делала в Сибири? До этого здесь только были жены губернаторов и декабристы столь высокого рода. Оказалось, что это весьма необычная и смелая для своего времени женщина. Меня так захватила ее биография, что я написала о ней книгу и споткнулась на том месте, где она с мужем ехала в Аляску. Но мне повезло, я прошла ее путь – плыла под парусом с одними мужчинами без всяких удобств в экспедиции «Байкал-Аляска».

Историей жизни Елены Ротчевой вдохновилась и фотограф Анастасия Мата. Она придумала фотопроект, который стал ее дипломной работой в московском вузе. Ее снимки в духе начала XIX века – это визуальная основа постановки. Музыкальный план спектакля создал иркутский композитор Дечебал Григоруцэ. Над общей концепцией работала режиссер Ольга Никанорова.

Роль Елены Гагариной в спектакле исполнила сама Наталья Еремеева. Мим Вадим Кантур сыграл ее избранника Александра Ротчева, ради которого героиня пошла против воли отца и тайно обвенчалась с ним по любви, хоть он был и не такого высокого происхождения, как она. После этого от Елены отрекся ее отец, и вся семья до конца ее дней неохотно общалась с ней и ее детьми.

– Александр Ротчев был последним правителем Форт-Росса, и про него и его жену там до сих пор ходят легенды, – рассказала Наталья Еремеева. – Дело в том, что Елена Ротчева оставила большой след среди местного населения. Она организовала школу для индейских детей. А еще одна история про нее овеяна флером романтики – в нее влюбился вождь и похитил ее, но она убедила вернуть ее обратно, и таким образом серьезный конфликт был исчерпан.

Елена Ротчева даже не побоялась развестись со своим мужем, когда любовь прошла. И отправилась в Иркутск преподавать в сиропитательном доме Елизаветы Медведниковой.

 

 

– На тот момент в середине XIX века все девочки получали только домашнее образование, – отметила Наталья Еремеева. – Но в Иркутске сироты могли учиться в школе. Елена Ротчева сделала это образование по-настоящему ценным для девочек. Ввела много новшеств и дисциплин, которые потом копировали разные женские школы. В ее заведении даже учились дворянские девочки. Сама она сблизилась с декабристами и политическими ссыльными и приглашала их преподавать, потому что кадров не хватало. За это и пострадала, другие педагоги написали на нее донос, и Елену Ротчеву выслали из Сибири. Но она проработала в Иркутске долгих десять лет и, безусловно, оставила свой след в его истории.

В целом спектакль – художественный перфоманс – очень интересен в первую очередь с исторической и краеведческой точки зрения. При этом в нем пересекаются все виды современного искусства: театр, литература, фотография, музыка, кино.

В рамках проекта также проходит конкурс художественной фотографии и эссе «Найди свою историю одной женщины». По их итогам будет издан каталог. Выставка снимков Анастасии Мата «История одной женщины» также идет на разных площадках.

Постановка вызвала большой отклик у зрителей. На второй спектакль проекта невозможно было купить билеты. Следующий показ запланирован на октябрь.