Дом купца Демьяновского

Живая история иркутского деревянного зодчества

Специалисты утверждают, что возвращение жилой функции в памятники деревянного зодчества – одно из важных условий их сохранения. Газета «Областная» начинает рассказ о современных владельцах старинных домов Иркутской области. Мы услышим их истории, узнаем о семьях, ценностях и мотивах, которые побудили их взять на себя ответственность за объекты историко-культурного наследия. 

Квартира в памятнике деревянного зодчества регионального значения, где десять лет назад поселились иркутские архитекторы Вера и Руслан Хотулевы, расположена на улице Степана Разина, 31а. Их дом выходит на красную линию и по всем признакам является хозяйским домом купца Демьяновского. Во дворе еще два особняка, составляющих единую усадьбу. По некоторым сведениям, один – для прислуги, а второй – доходный.

 

Квартира со всеми удобствами

В квартиру к Хотулевым на второй этаж нужно подниматься по широкой лестнице. Хозяева не успели ее отреставрировать, но, несмотря на поживший вид, идти по ней удобно. Кстати, лестницей пользовалась прислуга.

На пороге нас уже встречают хозяева и их пес Аксель. Проходим в небольшие сени. Справа – благоустроенный санузел, где даже есть небольшая ванная. Слева – прихожая. Чуть в глубине дома справа – узкая кухня, слева – просторная и светлая комната с высокими потолками. За ней еще одна комната – небольшая детская для дочери Евы. В нее ведут красивые высокие двери. Присаживаемся к столу.

– Весной 2011 года мы с Русланом продали хорошую двухкомнатную квартиру с ремонтом на Помяловского и купили на четверть дешевле аналогичную по площади – тоже 42 квадратных метра квартиру в деревянном доме XIX века, – рассказывает Вера Хотулева. – Многие думали, что мы сошли с ума, но мы не пожалели о своем решении.

 

 

– На самом деле этот дом выгодно отличается от многих деревянных памятников тем, что он благоустроен, – подхватывает Руслан. – Когда строили «Гражданпроект», сюда подвели сети, и ближайшие дома подключили к холодной воде и канализации. Это сразу создает другой уровень комфорта. А дальше дело техники: мы оборудовали электрические батареи, переподключили электричество от столба, и это решило вопрос отопления. Хотя соседи вынуждены топить и печи, ведь проводка у них старая и площадь больше, чем наша.

Замечаем в углу красивую, компактную и одновременно внушительную печь.

 

 

– Мы печкой только балуемся, – заметил Руслан наш интерес. – Хотите, растопим? На самом деле здесь есть небольшой секрет – нужно создать тягу.

Он открывает старинную дверцу в верхней части печи и поджигает в ней бумагу.

– Пока мы не узнали этого секрета, не могли растопить, она у нас все время дымила, – отметила Вера. – Говорят, такие голландские печи стали ставить в иркутских купеческих домах в XVIII веке, потому что у них хорошая теплопроводность, и они подходили для двухэтажных домов из-за своего длинного дымохода. Кстати, под нашей печью такая же – у соседей снизу. Они ее топят постоянно, но наша при этом не нагревается.

 

Двери, окна и полы

Интересуемся, что же хозяева изменили во время ремонта. Оказалось, главная перемена коснулась окон, когда они въехали в квартиру, их было четыре, а сейчас – пять.

– Одно из окон – то, что выходило на крыльцо, было заполнено кирпичной кладкой, – рассказала Вера. – Мы ее разобрали и раскрыли его. Ведь окна – это один из важнейших элементов в архитектуре внешнего и внутреннего пространства. Они влияют на количество света и тени, и как следствие – на настроение жильцов.

 

 

Оказывается, деревянные рамы в окнах были уже не исторические и по форме не соответствовали сохранившимся на первом этаже. Новые деревянные рамы «в две нитки» изготовлены по образцу соседских.

– Во время замены окон мы поняли, что придется реставрировать и наличники, ведь они буквально рассыпались в руках, – рассказал Руслан. – Кстати, наши бдительные соседи чуть ли не с кулаками пришли выяснять: почему мы демонтировали исторические элементы и собираемся ли мы их ставить обратно? Через почти год после восстановления окон и наличников соседи пришли опять уточнить: не пластиковые ли они? Кстати, я, будучи уже некоторое время председателем общественного совета Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, думал, что все знаю о сохранении памятников. Но сейчас, имея этот опыт, задумался бы – повторять ли его. Потому что есть много нюансов, прописанных в законе, которые на самом деле ведут не к восстановлению памятника, а к его утрате. Но не будем о грустном.

 

 

Отдельной историей стали шпингалеты на окнах. Хозяева квартиры увидели у соседей, какими они были первоначально.

– И Руслан загорелся идеей изготовить такие же, – рассказала Вера. – Мы искали мастера в Санкт-Петербурге, Москве. Новые окна уже были смонтированы, а шпингалетов не было. И, к счастью, нам удалось найти мастера в Иркутске!

А вот внутренняя обналичка и подоконники ждали своего завершения еще восемь лет. И только в 2020 году окна доделали полностью.

– Как выяснилось, в Иркутске не много мастеров, готовых взяться за такую работу в небольшом объеме, – рассказал Руслан. – Причем мы хотели заплатить большую сумму, равную их минимальному объему, но мастера все равно не соглашались.

Обращаем внимание на красивый деревянный пол. Хозяева говорят, что он исторический.

– Мы решили снять с широких досок толстый слой старой коричневой краски, отциклевать их и покрыть лаком, – рассказал Руслан. – Паркетчик, услышав задачу, предупредил, что удалить неровности пола и локальные повреждения не получится. Результативнее, на его взгляд, было бы положить сверху новый паркет. Но мы настаивали на своем. В итоге из-за значительных неровностей пришлось на всей площади комнат пользоваться инструментом с узкой рабочей поверхностью. Трудозатраты на квадратный метр были огромными, но и результат отличный! Хотя этот пол обошелся нам по цене качественного дорогого паркета. В дополнение по предоставленному нами образцу мастер изготовил высокие и объемные плинтусы, идентичные оригинальным.

 

Высший уровень комфорта

Интересуемся историей дома, ведь сведений о памятнике сохранилось немного. В реестре три особняка на Степана Разина, 31, образующие уютный дворик в самом сердце Иркутска, числятся как доходные дома Демьяновского.

– Мы узнавали историю у соседей, оказалось, что дома построил купец, который занимался лесом, – рассказала Вера. – Он возвел этот дом для себя, еще один – для сдачи в аренду, а третий – для прислуги. Изначально в хозяйском доме была анфиладная планировка, а потом его разделили на коммунальные квартиры. На втором этаже был балкон. Но потом по его двери поставили перегородку между квартирами, а сам балкон, видимо, демонтировали.

 

 

– Кстати, здесь очень высокое качество строительства, – отметил Руслан. – Под этой штукатуркой – идеально ровная стена. Бревна были выструганы так, что на них сразу наклеены газеты и обои. То ли владелец действительно знал толк в лесе, то ли в Иркутске вообще умели и любили строить из дерева.

Спрашиваем, какие плюсы жизни в деревянном доме в центре города они обнаружили?

– Мы работаем в центре, и до этого дорога с работы до дома занимала у нас до полутора часов, – рассказала Вера. – А здесь до работы 10 минут пешком! Только когда мы переехали, я поняла, сколько времени мы тратили на дорогу. Кроме того, здесь можно гулять каждый день на набережной, машиной почти не пользоваться, забыть об уличных заторах и потерянном времени.

– А еще здорово, что мы знаем во дворе всех соседей, – отметил Руслан. – У нас были случаи, когда мы забывали закрыть дверь, и нам соседи звонили сообщить об этом, и мы возвращались. Здесь все друг друга знают и друг о друге заботятся. Есть негласные места – кто, куда машину ставит, и все эти правила соблюдают. Я вырос в пятиэтажке, и уже там не было контакта с соседями. Вера тоже росла в таком же многоквартирном доме. Думаю, что сейчас в современных домах вообще никто ни с кем не общается, а здесь все как одна семья.

 

 

Единственным минусом любимой квартиры семьи Хотулевых стала ее небольшая площадь. Когда Ева пошла в школу, места стало не хватать, и семья задумалась о расширении.

– Так мы выяснили, что, несмотря на все жалобы на жизнь в памятнике, никто из наших соседей не хочет отсюда никуда переезжать, – рассказал Руслан. – Все 10 лет, что мы тут живем, мы пытаемся выкупить у кого-нибудь дополнительные площади, предлагая очень выгодные варианты. Но соседи не соглашаются, видимо, плюсы жизни здесь перекрывают минусы. Но, наверное, чтобы переехать сюда, нужно отчасти быть авантюристом. Например, все боятся, что дом сгорит. На самом деле все решается установкой пожарной сигнализации. Однажды у соседей начинался пожар из-за старой проводки, и наша сигнализация сработала и спасла дом. Все говорят, дома кто-то поджигает, наверное, есть такие случаи, но, на мой взгляд, в большинстве своем – это проблема старой проводки. А еще некоторые печи треснули из-за землетрясения, и хозяева их вовремя не починили.

Кстати, несмотря на решение переехать, Хотулевы не собираются продавать эту квартиру.

– Мы не сможем от нее отказаться, ведь мы вложили в нее душу, – отметила Вера. – Изначально мы понимали, что когда-нибудь из нее вырастем, но думали, что она может быть идеальной для туристов.

– Сейчас неплохо было бы дать понять людям, которые тратят 30 млн рублей на дом на Байкальском тракте с видом на мифический залив, который они видят раз в сто лет, ведь все остальное время они вкалывают в центре города, что здесь за эти же деньги можно отреставрировать усадьбу в центре Иркутска, – считает Руслан. – И в итоге получить уникальный дом с интересной историей. На мой взгляд, жить в деревянном особняке в центре города – это высший уровень комфорта.

 

Солярные символы на наличниках

В гости не принято ходить с пустыми руками, поэтому мы пришли к Вере и Руслану с необычными подарками. Соавторами нашего проекта выступили иркутские дизайнеры из творческого дуэта ЛеНо Михаил Топорищев и Елена Орлова. Они создали коллекцию аксессуаров «Деревянное кружево», основой для которых послужил декор иркутских памятников. Мы подарили Вере и Еве серьги и броши с солнечным полукругом – по мотивам того орнамента, что украшает фартук на наличниках дома на Степана Разина, 31а.

Нам бы хотелось отдельно рассказать об этом элементе резьбы, который является одним из предметов охраны памятника. По словам авторов книги «Город и дерево, архитектура и ремесло» Ирины Калининой и Надежды Красной, в основе пропильного декора деревянных домов лежат орнаментальные мотивы, созданные профессиональными архитекторами и художниками в духе народных традиций. Древние мотивы первоначально имели семантическое значение, но при длительном воспроизведении изменялись и постепенно приобретали эстетическое значение.

Наиболее древний орнамент – солнечный круг с лучами, вероятно, появился в городской домовой резьбе еще в конце XVIII века. Древний символ жизни был одним из первых изображений, воспринятых из русского народного искусства. Например, в селах Верхоленск и Бельск Иркутской области сохранились архаичные наличники старых жилых домов с изображением полусолнца. В Иркутске самое раннее воспроизведение солярного знака датировано первой половиной XIX века. Однако наибольшее значение он получил в период эклектики, что мы и наблюдаем на данном памятнике, построенном в неорусском стиле. Мотивы этого орнамента скорее всего заимствованы из широко тиражируемых альбомов. Они выполнены преимущественно в технике пропила по фону в сочетании с круглыми отверстиями и встречаются на многих домах этого периода. Такой резьбой декорируются в основном наличники или нижняя горизонталь фриза.