Мастер высшей пробы

Любая техника, какой бы современной и надежной она ни была, время от времени требует квалифицированного ухода и ремонта. Про слесаря шестого разряда горнотранспортного цеха Вернинского ГОКа Андрея Шувалова говорят, что у него золотые руки. Мастер пользуется большим уважением у руководства и среди коллег, к нему всегда обращаются за помощью и дельным советом.

 

Слесарь – золотые руки

Бесперебойно поставлять руду на золотоизвлекательную фабрику – это главная задача тех, кто трудится в карьере Вернинского ГОКа. Для выполнения плана и достижения производственных показателей используют различную технику, в том числе экскаваторы, бульдозеры, гигантские самосвалы, погрузчики, грейдеры, грузовые автомобили и т.д. Их ремонтом и техническим обслуживанием занимается коллектив горнотранспортного цеха.

Слесаря Андрея Шувалова смело можно назвать хранителем профессиональных традиций на ГОКе. Он пришел в компанию в 2011 году на участок Западный, до этого с 2007 года трудился в ГРК «Сухой Лог» слесарем-агрегатчиком, является очевидцем многих значимых событий в ее истории. Его неравнодушное отношение к должностным обязанностям, наблюдательность, скрупулезный подход к делу, оригинальные решения позволяют обслуживать карьерную технику на высоком уровне, оперативно устраняя любые неполадки.

Еще работая в ГРК «Сухой Лог», Андрей Шувалов собрал стенд-кантователь для ремонта главной передачи самосвалов БелАЗ-7540А и стенд для обкатки ГМП 5+2, которые затем перешли (или достались по наследству) на участок Западный «Полюс Вернинское».

– Со школы мечтал работать с техникой. У меня сосед водителем был. Часто брал меня с собой, позволял за рулем машины посидеть, почувствовать себя взрослым и самостоятельным. Когда что-то ремонтировал, то просил меня ему помочь – гаечный ключ подать или болт. Вот так потихоньку и втянулся в это дело, – вспоминает Андрей Шувалов.

Про себя говорит, что многому в профессии обучился сам. Его жизненные университеты прошли в золотодобывающих предприятиях, где опытные наставники делились секретами мастерства. Показывали, как ремонтировать двигатели и агрегаты. Несмотря на то что сегодня в помощь ремонтникам есть много умной электроники, слесарь убежден, что никакая автоматика не сможет заменить острый глаз, хороший технический слух и руки профессионала.

– При ремонте важно обращать внимание на любую мелочь. И никогда не надо торопиться. Прежде чем делать какие-либо выводы, надо все детали промыть, очистить от пыли и грязи – это позволяет правильно определить причину поломки. В нашей работе лучше сделать один раз, но качественно и надежно, чем потом все переделывать, – отмечает слесарь.

В цехе говорят, что Шувалову приносят ремонтировать компрессоры, пневмоинструмент и другое оборудование – он никому не отказывает в помощи. Да и без дела никогда не сидит. Найдет какую-нибудь неисправность и тут же предложит свое решение по ее устранению.

– У Андрея Шувалова полностью отсутствует формализм в отношении к своим обязанностям. Он никогда не отсиживается в стороне, наоборот, всегда максимально выкладывается в работе. Это первый помощник при любой поломке, старается, чтобы агрегат вернулся в строй как можно скорее. Благодаря своему опыту безошибочно определяет причину неисправности. К нему за советом часто обращаются наши механики. Это настоящий кладезь по ремонту и обслуживанию техники, – отмечает Ришат Гилемшин, начальник горнотранспортного цеха Вернинского ГОКа.

 

Альтернатива заводской сборке

При решении технической задачи слесарь Андрей Шувалов использует творческий подход. Например, по заводской сборке у самосвалов модели БелАЗ-7547А генератор находится в неудобном месте, да и по весу он тяжелый – до 30 кг. Одним из основных недостатков является привод генератора, осуществленный через резиновый элемент (так называемое мягкое). Во время эксплуатации заводской генератор часто выходил из строя. Шувалов выступил с предложением не только использовать более легкий по весу генератор (до 5 кг), но и изменил его размещение на самосвале. Благодаря его инициативе замена оборудования теперь составляет всего 20 минут, раньше на это требовалось до пяти часов.

– Думал, как сделать натяжитель ремня генератора. Полночи ходил. Потом нашел полоску металла. Представил в голове, как это все будет выглядеть. Насверлил отверстия, обработал деталь, все установил. Можно, конечно, где-то на заказ делать. Но на это времени много уйдет. Лучше самому собраться с мыслями и сделать, это гораздо эффективнее и с минимальными затратами, – объясняет слесарь.

Еще одно техническое решение Шувалова, которое приводят в пример его коллеги, связано с приводом подачи топлива на самосвалах. У БелАЗ-7547А с завода установлена система пневматических клапанов, которая из-за перепадов температур то замерзала, то в нее попадал конденсат, то забивались клапаны, что приводило к частым отказам и многочасовым простоям.

– Андрей Шувалов предложил убрать пневматику. Вместо этого он сделал механический тросовой привод. Сейчас, даже если что-то ломается, то на устранение проблемы уходит 10–15 минут. И машина дальше работает. Мы заметили, что в смену количество простоев самосвалов существенно снизилось, – сообщил Ришат Гилемшин.

Горнотранспортный цех – важное звено ГОКа. Руководство компании «Полюс Вернинское» бережно относится к представителям рабочих профессий, старается улучшить не только бытовые условия, но и автоматизировать ручной труд. Так, сегодня слесари используют систему подъема и вывешивания карьерных самосвалов, чей вес достигает 140 тонн. Раньше этих гигантов приходилось поднимать с помощью домкратов. При работе с резьбовыми соединениями на смену рычагам пришли пневматические и электрические гайковерты, что значительно повысило скорость выполнения операций. Также в прошлое ушли ведра и воронки, теперь вместо них на службе в горнотранспортном цехе маслораздаточные станции.

В карьере на Вернинском ГОКе хорошо знают, что любой простой техники грозит невыполнением плана. Поэтому чем меньше времени уходит на техническое обслуживание или ремонт, тем больше возможностей достичь целевых показателей и не подвести компанию.

 

Комментарий

Наталья МОСКАЛЕНКО, заместитель директора Иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства:

– В нашем колледже выпускники школ на базе 9 и 11 классов могут получить профессию слесаря по ремонту легковых автомобилей в рамках двух специальностей: «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (квалификация – специалист) и «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» (по видам транспорта, за исключением водного) (квалификация – техник-электромеханик). Выпускники вместе с дипломом получают свидетельство о рабочей профессии – слесарь по ремонту автомобилей. В дальнейшем они могут проходить курсы по повышению квалификации, чтобы работать на различных предприятиях, в том числе горнодобывающих.

Колледж оснащен современным оборудованием для ремонта автомобилей, выполнения кузовного ремонта и окраски автомобилей (имеется окрасочная камера). В соответствии с требованиями Агентства развития профессионального мастерства «Ворлдскиллс Россия» имеется аккредитованная площадка по кузовному ремонту и мастерская по ремонту автомобилей, а также лаборатория по окраске автомобилей. С 2019 года на базе центров компетенций «Кузовной ремонт», «Окраска автомобилей» в колледже проводятся региональные чемпионаты «Молодые профессионалы». Наши студенты неоднократно становились победителями региональных чемпионатов Ворлдскиллс.

 

На правах рекламы