В Бурятии насчитали только шесть снежных барсов

По результатам учета снежных барсов в Бурятия эксперты подтвердили присутствие трех самцов и самки Кучерявая с двумя котятами, но потеряли самок Гроза и Неизвестная. Об этом 13 апреля 2022 года сообщает пресс-служба WWF.

Работы провели на хребте Большой Саян, Тункинские и Китойские гольцы, Мунку-Сардык в феврале и марте члены общественной организации «Азия-Ирбис», национальный парк «Тункинский» и местные жители-добровольные помощники. Поддержку учету оказали: фонд «Мир Вокруг Тебя» корпорации Siberian Wellness и компания Xiaomi. На каждом участке исследования эксперты обнаружили следы снежного барса или получили фотографии ирбиса с помощью автоматических камер.

Для сравнения: во время последнего подсчета численности ирбиса в 2020 году в Бурятии подтвердили присутствие 5 снежных барсов, но позже зафиксировали еще двух котят. В 2018 году численность оценивалась в 12 особей, включая четырех котят.

«Появление двух новых котят у Кучерявой – большая радость. Эти котята – залог выживания небольшой группировки вида в Бурятии. К сожалению, в феврале-марте мы не обнаружили следов или кадров автоматических камер самки снежного барса по имени Гроза, которая живет на хребте Тункинские гольцы. В 2019 году Гроза родила трех котят, а в апреле 2020 года фотоловушка поймала ее уже с двумя котятами. К лету 2021 года барсята должны были отделиться от матери и начать самостоятельную жизнь. Последний раз камера запечатлела самку уже без котят 5 июня прошлого года. И больше Грозу мы не фиксировали, хотя прошло уже девять месяцев. К сожалению, мы не наблюдаем и самки по имени Неизвестная на хребте Большой Саян. Самки Бурятии уже возрастные, принесут ли они еще потомство, неизвестно, живы ли они вообще, тоже непонятно», – говорит Сергей Малых, эксперт WWF и иркутский биолог, координатор работ по изучению и охране снежного барса на хребте Восточный Саян.

«В Бурятии мы буквально следим за судьбой каждого снежного барса, так как численность вида очень мала, а участки отдельных особей известны. Постоянные исследования ирбиса – с помощью автоматических камер и учета по следам – ведутся в Бурятии с 2012 года. К сожалению, места обитания снежных барсов часто подходят близко к сельским поселениям, где хищник может попасть в браконьерскую петлю. Новость о пропаже Грозы и Неизвестной тревожная, ведь для такой малой группировки потеря размножающейся самки – настоящая катастрофа. Кроме того, участники учета отмечают низкую численность сибирских горных козлов – основной добычи снежных барсов. Это еще одна важная угроза для вида в Бурятии», – говорит Александр Карнаухов, старший координатор проектов представительства WWF России в Алтае-Саянском экорегионе.

На Большом Саяне фотоловушки зафиксировали самца ирбиса по имени Чемпион и, вероятно, его следы на снегу. Редко здесь отмечается самка Неизвестная, которая живёт по обе стороны границы России и Монголии, периодически мигрирует туда и обратно. На хребте Мунку-Сардык еще в феврале сотрудники нацпарка «Тункинский» отметили следы самки Кучерявой с двумя котятами. Позже Кучерявую с двумя котятами и самца Мунко поймали фотоловушки. В Тункинских гольцах рядом с фотоловушкой участники учета обнаружили старые следы ирбиса, а по фотографиям определили самца по имени Батор. Местные жители рассказали о встрече со снежным барсом в феврале на хребте Китойские гольцы: хищник охотился на сибирских горных козлов.

Главными угрозами снежному барсу в России остаются браконьерство на ирбиса и объекты питания редкого хищника – диких копытных, деградация местообитаний, отстрел скотоводами в отместку за нападения на скот. В Бурятии особенно актуальной является низкая численность сибирского горного козла. С 2016 года учет снежного барса проводится каждый год по инициативе и при общей координации Всемирного фонда дикой природы (WWF) в пяти ключевых группировках вида в республиках Бурятия, Тыва и Алтай.