Скорая помощь для карьерных гигантов

Масштабы техники, которая используется на Вернинском ГОКе, способны впечатлить любого человека. Самосвалы, доставляющие руду на фабрику, достигают высоты двухэтажного дома. За тем, чтобы карьерные гиганты всегда были в строю, следят механики горнотранспортного цеха компании «Полюс Вернинское». Один из них – Евгений Тимофеев.

 

Дело всей жизни

Карьер, где добывают рудное золото, представляет собой широкую воронку, на дне которой кипит отлаженная по минутам работа. Экскаватор резво загружает очередной борт тоннами горной породы. Непрерывным потоком к пункту загрузки идут самосвалы. Диаметр их колес около трех метров, грузоподъемность – от 90 до 142 тонн. Для сравнения – вес большинства легковых автомобилей идет в пределах 2 тонн.

Компания «Полюс Вернинское» гордится своим автопарком, который ежегодно пополняется современной техникой. Здесь эксплуатируются самые большие самосвалы в Бодайбинском районе – Komatsu HD-1500. Эти машины позволили улучшить экономические показатели за счет высокой производительности и снижения удельного расхода топлива. Достигать новых рекордов помогает не только обновленный карьерный парк, наращивать производственные показатели удается благодаря профессионализму и самоотдаче работников.

– Все мое детство было связано с техникой. Отец работал сначала водителем, потом механиком. Не удивительно, что с малых лет я стал интересоваться тем, как устроены различные механизмы. Началось все с простого велосипеда, потом были мотоциклы и легковые машины. Своим опытом со мной делился отец, много всегда советовал по делу, что и как лучше сделать. Поэтому после школы выбор профессии для меня был очевиден. Высшее образование получил в Иркутском Политехе по направлению «Автомобили и автомобильное хозяйство». Долгих поисков с трудоустройством у меня тоже не было, ведь я вырос в поселке Кропоткин, в шести километрах от которого находится Вернинское месторождение. В 2013 году меня взяли механиком на ГОК, – поделился своими воспоминаниями Евгений Тимофеев.

 

Особенности ремонта большегрузов

В круг его обязанностей входит обеспечение работоспособности парка большегрузных самосвалов, а также вспомогательной техники, включая большегрузы Volvo и Iveco, поливооросительные машины, с помощью которых летом на технологических дорогах борются с пылью.

– Механики занимаются ремонтом и техническим обслуживанием горных машин, также в наши обязанности входит планирование этих работ. На Вернинском ГОКе находится команда технической поддержки компании «Сумитек Интернейшнл», которая является официальным дистрибьютором техники Komatsu. Кроме того, на территории присутствует специалист из компании «Восточная техника» – официального дилера компании Caterpillar, чья техника также работает в карьере, – объясняет Евгений Тимофеев. – Специалисты сервисных компаний могут определить неисправности в машинах, которые фиксируются в бортовых компьютерах, а потом предоставляют нам отчеты с расшифровкой параметров. На основании данных диагностики мы можем анализировать и планировать ремонты.

По словам механика, большегрузная горная техника имеет свои особенности в обслуживании. Прежде всего – это ее габариты. Например, для доставки к месту ремонта неисправных самосвалов используется тягач-буксировщик. При ремонте механики руководствуются специально разработанными технологическими картами и стандартными операционными процедурами.

– Поддерживать обеспеченность запасными частями удается за счет правильного планирования программы ремонтов. Учитываем опыт эксплуатации предыдущих периодов, проводим анализ отказов, по сути, мы знаем ресурс каждого узла и агрегата. За счет грамотного планирования нам удается избежать ненужных простоев и сократить время проведения ремонтных работ. При эксплуатации самосвалов зарубежного производства внедряем мероприятия по импортозамещению, используем кузовы отечественного производства, – отметил Евгений Тимофеев.

 

Люди с техническим складом ума

Профессия механика подходит людям с техническим складом ума и развитой памятью. Эти люди просто заточены на постоянное совершенствование производственного процесса, поэтому активно предлагают свои инициативы.

– Один из автомобилей нам удалось переоборудовать для доставки большегрузных колес к месту проведения ремонтных работ. Другое предложение было связано с обогревом бокса, где проводится техническое обслуживание. Раньше для отопления использовали электрический калорифер. С нашей подачи появилась котельная, работающая на отработанном ГСМ. В условиях севера – это существенная экономия на электроэнергии. Также в боксе соорудили ворота из поликарбоната, что сделало помещение более светлым на время ремонта самосвалов, – поделился опытом Евгений Тимофеев.

 

 

Кроме прочего, механики горнотранспортного цеха на Вернинском ГОКе выступают наставниками для участников программы «Дублер», стартовавшей в компании с ноября прошлого года. В рамках нее ведется подготовка водителей карьерных самосвалов. Прежде чем новичков допустят к управлению техникой, им надлежит перенять практический опыт по ремонту и техническому обслуживанию машин.

– Участников программы «Дублер» мы знакомим с технологическим картами и СОПами, рассказываем о методах ремонтного воздействия, обучаем основам промышленной безопасности и охраны труда при ремонте большегрузной техники, – подчеркнул Евгений.

Профессия механика не утратит своей актуальности даже в условиях автоматизации множества процессов, которые раньше делались вручную. Каким бы надежным ни был механизм, он в любой момент может выйти из строя. Поэтому всегда нужен мастер, способный оперативно все отремонтировать и вернуть оборудование в строй.

 

Комментарий

Алексей ШЕВЧЕНКО, директор Института недропользования ИРНИТУ:

– Подготовка механиков в ИРНИТУ ведется в нескольких направлениях. Это кафедра «Автомобильный транспорт», кафедра «Строительные, дорожные машины и гидравлические системы», а также по направлению «Горное дело» на кафедре «Горные машины и электромеханические системы».

По всем указанным направлениям основной упор в специальных дисциплинах делается на эксплуатацию. Студенты изучают теорию машин и механизмов, сопротивления материалов, использование автоматизированных систем проектирования, конструирования, инженерную графику и другие предметы. Большое внимание уделяется номенклатуре машин и оборудования, которые используется в промышленности, а также вопросам надежности, поскольку эксплуатация предполагает максимальное продление срока службы с меньшим количеством выхода техники из строя. В программу обучения включены профильные дисциплины, связанные с проведением ремонтов и их планирования.

Кроме того, по каждому из направлений есть другие особенности обучения. Например, на кафедре автомобильного транспорта студенты подробно изучают легковые и грузовые автомобили общегражданского назначения. Практику учащиеся проходят на машиностроительных заводах, автотранспортных и в сервисных компаниях.

Студенты кафедры строительных, дорожных машин и гидравлических систем изучают большегрузные автомобили, грейдеры, бульдозеры, экскаваторы. Практические навыки получают в строительных и сервисных организациях.

Те, кто решил посвятить себя горному делу, знакомятся с машинами, которые используются непосредственно при проведении горных работ, в том числе обогащения. Размеры этой техники значительные. Например, у некоторых экскаваторов объем ковша может превышать 50 кубометров, в нем вполне можно разместить автобус. Однако к работе на горном производстве допускаются только те, у кого есть профильное образование, поскольку на эту сферу деятельности распространяется федеральный закон об опасных производственных объектах. Практику студенты проходят на горнодобывающих предприятиях Сахалина, Чукотки, Восточной Сибири и Урала. По отдельным позициям учащиеся выезжают на стажировку в метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

 

На правах рекламы