Мифы о донорстве костного мозга развеяли эксперты

Донорство костного мозга безопасно и безболезненно для донора. Об этом 22 марта 2022 года рассказали эксперты и доноры в пресс-центре газеты «Областная».

Перед началом пресс-конференции главный врач Иркутской областной станции переливания крови Максим Зарубин торжественно наградил пятерых доноров Иркутской области медалями «За содействие донорскому движению» Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации.

– Сегодня на награждении присутствует Артем Алискеров, человек, победивший рак крови. Он не только справился с этой бедой, но и на одиннадцатый день после химиотерапиии взошел на Эльбрус, а теперь совершил ультра-марафон по Байкалу, – сказал Михаил Зарубин. – С другой стороны сегодня здесь пятеро доноров костного мозга, которые сдали клетки костного мозга, спасли людей, которым больше никто помочь не мог. Здесь же представители онкодиспанцера. Они ведут свой регистр доноров. Они проводят все этапы, начиная от заготовки стволовых клеток до трансплантации. В настоящее время в России только идет создание регистра доноров костного мозга. Уже во втором чтении приняты изменения в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Самым крупным ядром этого регистра стал регистр Кировского НИИ гематологии и переливания крови. Это та организация, которая нас всех объединяет и является инициатором создания регистра доноров костного мозга. Наша станция переливания крови сотрудничает с Кировскиим НИИ с 2017 года. За этот период 13 тыс. доноров крови Иркутской области вступили в Федеральный регистр доноров костного мозга. Пока не все образцы их крови типированы. Но уже обнаружено очень много событий – выявлены 25 аллелей генов, которые ранее не были известны. К нам уже поступило 68 запросов на типирование и 15 реальных донаций клеток костного мозга. При этом, шесть донаций проведены у нас в Иркутске, в областном онкодиспансере, а потом эти клетки были транспортированы в другие города России и в Казахстан. Проблема донорства костного мозга не локальная, ее невозможно решать на уровне города, региона. Ее нужно решать в масштабе страны и мира. В российском регистре состоят более 120 тыс. доноров. Это хорошо, но этого мало. Для соответствия международным стандартам необходимо 500 тыс. доноров.

Спортсмен из Твери Артём Алискеров сам победил лейкоз. Для популяризации донорства костного мозга он создал личный проект «Байкал на грани возможного. Стань донором костного мозга». И буквально на днях завершил его.

– В январе 2019 года мне поставили диагноз лимфобластный лейкоз. Я проходил лечение в НИЦ гематологии Минздрава России в Москве. Со мной в палате лежал 19-летний парень, и ему требовалась пересадка костного мозга. К горькому сожалению, ни в Российском регистре, ни в зарубежных, донор ему не нашелся. Тогда я понял, что моя миссия развивать это направление. К слову, я родился 4 февраля, в День борьбы против рака. Поэтому, после окончания терапии я пробежал ультрамарафон (333 км за 8 дней) по Золотому кольцу с призывом к донорству. И результаты есть очень хорошие. Олимпийская биатлонистка Ольга Зайцева вступила в регистр. После нее начали вступать другие доноры. Это была репетиция для ультрамарафона по Байкалу. Все эти забеги для того, чтобы как можно больше людей услышали, передали другим и цепочка начала работать. К сожалению, инфополе этой темы – оно пустое, и такими шажочками мы продолжим. Я планирую вновь взойти на Эльбрус, – рассказал спортсмен.

Ультрамарафон по Байкалу начался 1 марта. Вместе со своими помощниками Артём выбежал из Култука, в первый день попали в метель, потерялись. Словно Байкал предупредил: «Парень, ты тут не шали». Но к счастью, быстро нашлись. Ультрамарафон продолжался 19 дней, из них 16,5 беговых.

– 9 марта мы выбежали в Ольхонские ворота, была Сарма и, в этот день я пробежал всего 13 км, это был единственный короткий день. Был эпизод, когда я попал в трещину, но выбрался. Финишируя, я пробежал 28 км. Сложнее было моим помощникам, потому что ехать со скоростью 5 км в час психологически тяжело. Особенно Евгению, он автогонщик. Не знаю, с какими демонами он боролся, но всех победил. В общем, было тяжело, но классно. Смогу ли повторить, не знаю пока. Единственный нюанс в том, что у нас два дня не писал трек. Мне придется вновь пробежать 90 км. Ребята уезжают в Тверь, а я остаюсь здесь еще на два дня, – заключил Артем.

Главный врач Иркутского областного онкологического диспансера Роман Зубков рассказал, что пересадка костного мозга разработана для лечения болезней, связанных с кровью – лейкозы, лимфомы, миомная болезнь и т.д. Это очень перспективное направление. Сегодня в Иркутской области необходимо провести 100 таких операций для взрослых и 15-20 детей. Но чтобы пересаживать костный мозг надежно, нужен широкий регистр.

Заведующая химиотерапевтическим отделением №4-противоопухолевой лекарственной терапии с блоком трансплантации костного мозга Иркутского ООД Марина Демченкова отметила, что трансплантация костного мозга очень сложный метод лечения. Регистр работает в основном на энтузиазме доноров. В России всего 18 локальных регистров, объединенных в единую базу данных. Доступ в мировой регистр имеют только Кировский НИИ, Московский и Санкт-Петербурский.

– Мы работаем совместно с питерским регистром и для своих пациентов тоже проводим поиск. Поиск донора для конкретного пациента может составлять до полугода и более. В условиях коронавирусных ограничений мы были вынуждены проводить недостаточно совместимые трансплантации. Поэтому расширение регистра очень важно. И России необходимо регистр не только в 500 тыс. человек, но и более, чтобы совместимость была максимальная. Тогда для пациента можно будет найти такого донора, чтобы он перенес данное лечение, – отметила Марина Демченкова.

Артём Алискеров обратил внимание, что многих доноров пугает название «донорство костного мозга». На самом деле проводится забор крови из вены или бедренной кости, просто он более длительный по времени.

Михаил Зарубин отметил, что наличие у нас в онкодиспансере проводят все манипуляции, дает возможность донорам проводить донации, не выезжая для процедуры в другие города.

– Мы предлагаем вступить в регистр только донорам крови. Потому что не каждый человек психологически готов пройти эту процедуру, – сказал Михаил Зарубин.

Марина Демченкова добавила, чтобы вступить в регистр в онкодиспансере достаточно сдать два миллилитра крови, ее протипируют. Специалисты ждут доноров в возрасте от 18 до 40 лет в рабочие дни в онкодиспансере.

Ольга Пугина, донор областного регистра рассказала, что вступила в регистр по личным мотивам. Ее бабушка умерла от лейкоза в 2005 году.

– Понимание, что можно стать донором и кого-то спасти, стала для меня главным. Я целенаправленно пошла и нашла, где сдать кровь и стать донором. Через пять лет моя кровь пригодилась, – рассказала Ольга Пугина.

Донор Павел Фарков считает, что человек должен осознанно прийти к этому решению. Доноры, присутствующие на пресс-конференции согласны с Артёмом Алискеровым, что нужно наполнять информационное поле сведениями о том, что донорство костного мозга безопасно и безболезненно для донора.