Как развивать креативные индустрии в Иркутской области?

Дизайн для экономики

«Креативные индустрии – новый драйвер экономики Иркутской области» – дискуссия на эту тему прошла в столице региона. В ней приняли участие предприниматели, работающие в сфере дизайна, маркетинга, кино, ремесла и издательского дела.

– Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе по количеству предприятий креативных индустрий, – обратился к участникам первый зампред правительства Иркутской области Руслан Ситников. – Согласно исследованиям Центра стратегических разработок, в регионе наиболее развиты: архитектура, издательское дело, разработка программного обеспечения, реклама, теле-, радио, интернет вещание. Подавляющее большинство – это микро- и малые предприятия, которые нуждаются в любой поддержке: организационной, финансовой и образовательной.

 

 

 

Не искусство, а бизнес

Специальным гостем дискуссии стал президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий. Он рассказал участникам о том, что под креативным предпринимательством сегодня понимается деятельность, цель которой – извлечение прибыли за счет создания результатов интеллектуальной деятельности:

– Нужно разделять понятия: креативный и творческий. В творческой сфере инициатива идет не от бизнеса, а от автора. К ней относится литература, живопись, народно-художественные промыслы, театр, историческое наследие, библиотеки и архивы. Творческие индустрии – это отдельный блок, который я предпочитаю выносить из сектора креативных индустрий.

По словам эксперта, дизайн требует развития в любом регионе, так как пронизывает практически все сферы жизни:

– У индустрии дизайна множество направлений. Чего бы мы ни коснулись, везде сталкиваемся с дизайном. Это промышленный дизайн, коммуникационный, дизайн среды, разработка упаковки. Словом, дизайн – это не искусство, и ничего общего с ним не имеет, а чистый бизнес, инструмент продажи новых товаров и услуг. Следующим шагом развития сферы в нашей стране должен стать дизайн экономики, который будет серьезным инструментом развития бизнеса и промышленности. А в эпоху постмодернизма дизайн – это не только маркетинговый и экономический инструмент, но и способ управления, который формирует новые реальности.

Виталий Ставицкий рассказал, что для многих ведущих стран дизайн – уже давно государственная политика. Ему оказывают всестороннюю законодательную поддержку, а также предоставляют льготы и финансовое стимулирование.

– Например, в Великобритании каждый фунт стерлинг, инвестированный в дизайн, может приносить до 20 фунтов стерлингов дохода, – рассказал Виталий Ставицкий. – В 2019 году доход Китая только в области строительства и интерьерного дизайна насчитывал 661 млрд долларов, ведь с 2011 года страна избрала промышленный дизайн одним из стратегических направлений развития.

По мнению эксперта, в России большой потенциал развития этой сферы, ведь наши дизайнеры востребованы во всем мире:

– Не многие знают, что ведущие дизайнеры в компаниях-производителях портативных колонок JBL и умных колонок Harman Kardon – россияне. Сегодня наши специалисты участвуют в создании итальянской мебели, а дизайн интерьера нового Fiat 500 разработала наша соотечественница Инна Кондакова. Таких примеров очень много, а истоки у всех одни – отечественная школа дизайна.

 

Творец – не продавец

Во время дискуссии выяснилось, что помимо узких проблем, у каждой индустрии есть общие темы, которые требуют универсального решения. Одна из них – это разрозненность представителей креативного сектора. Вторая – отсутствие узнаваемости на местном рынке, которая не зависит от уровня компетенций.

 

 

Часто специалист, создавая хороший продукт или качественную услугу, не знает, где и как себя продвигать. Как следствие – низкий спрос на продукты креативной индустрии в регионе. При этом потенциальные потребители, испытывая потребность в таких специалистах, часто даже этого не осознают. В итоге предприятия теряют потенциальную прибыль, а частные лица – не получают качественный продукт.

– Предприниматели либо не знают, что такое дизайн, маркетинг и продвижение, и зачем они нужны, либо знают, но у них не хватает на это денег, – отметил маркетолог Антон Баталин. – Кроме того, в этой сфере много некомпетентных людей и даже шарлатанов, сотрудничество с которыми создает негативный опыт.

– Отдельная проблема в издательском деле – отсутствие медиа узнаваемости авторов и популяризации литературы, – отметила писатель Светлана Михеева. – Нужно активизировать работу со СМИ, помочь им в продвижении, ведь творец часто – не продавец. Кроме того, в сфере книгоиздания никто никого не знает. Нужно соединить автора с книгоиздателем. Есть дефицит отдельных специалистов, например, редакторов, институт которых в регионе полностью утрачен.

– Надо создать некий информационный портал, который стал бы единым пространством коммуникации для представителей креативных индустрий и потребителей, там же создать реестр квалифицированных специалистов, – предложил Антон Баталин.

Светлана Михеева обратила внимание на то, что основной проблемой в ее сфере является отсутствие стратегии развития литературы и книгоиздания.

– Нужно инициировать встречу, на которой авторы, филологи, редакторы, издатели, библиотекари встретились, – пояснила она. – Мы бы могли разработать с государством совместную дорожную карту по ее созданию. Можно учредить государственное издательство, например, на базе Дома литераторов.

Продюсер Юрий Яшников затронул еще одну важную для креативных индустрий тему – выдачи льготных кредитов на производство продукции:

– Самый быстро развивающийся сегодня в киноиндустрии России рынок – онлайн платформ. Доля отечественных сериалов там составляет 80%. У нас сформировалось сообщество, которое способно производить хороший продукт. Но порог входа на этот рынок – пилотная серия. Чтобы ее снять, нужны льготные госкредиты, ведь с точки зрения обычного банка контент – не залог. Мы снимем «пилот» и приведем в регион сериал. Вернем кредит и трудоустроим людей, в итоге отрасль будет расти.

Заведующая Ремесленным подворьем Иркутского областного Дома народного творчества Ольга Ращенко обратила внимание участников на необходимость привлекать к сфере подрастающее поколение. По ее словам, в школах можно проводить профориентационные уроки. Также ремесленникам не хватает помещений для мастерских. Решением проблемы могло бы стать создание креативного пространства, где также можно было бы проводить мастер-классы и вовлекать в отрасль новых участников.

– Важным шагом может стать создание центра дизайна и инноваций, – отметил Антон Баталин. – Это некое место, куда может прийти предприниматель, и куда его должно направить государство. Здесь его бизнес упакуют: от разработки стратегии продвижения и представительского кино до создания упаковки, сувениров, оформления торговой точки и так далее. Мы предполагаем, что он аккумулирует силы лучших представителей креативных индустрий. Здесь могут быть и мастерские, и располагаться необходимое оборудование. Кроме того, мы считаем, государство должно оказывать адресную и адекватную поддержку предпринимателям по упаковке их продукта.