Справедливые цифровые и финансовые услуги стали девизом Дня защиты прав потребителей

Девизом Дня защиты прав потребителей 2022 года стал «Справедливые цифровые и финансовые услуги». Текущую ситуацию 15 марта обсудили эксперты на круглом столе в газете «Областная».

«Управление Роспотребнадзора по Иркутской области рассматривает обращения граждан, проводит контрольно-надзорные мероприятия, административные расследования, профилактические визиты к хозяйствующим субъектам и т.д., – рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Татьяна Пушкарева. – 1 июля 2021 года вступили в действие новый федеральный закон №248 «О государственном и муниципальном контроле в РФ» и новое положение «О федеральном государственном контроле в области защиты прав потребителей», определяющие перечень надзорных мероприятий. За прошлый год проведено 222 внеплановых надзорных мероприятия, на 48% возросло количество административных расследований, вынесено 218 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, из них 39% в адрес юридических лиц. Доля вынесенных предупреждений за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей составила 32% от общего числа административных наказаний. Общая сумма наложенных штрафов – более 1 млн 800 тыс. рублей. Судебными органами рассмотрено 106 административных дел, по 39 из них вынесены административные штрафы с конфискацией товаров. Проведено 20 контрольных закупок (в 2020 году – шесть), 18 из них – в предприятиях розничной торговли, одна – в Почте России и одна – в банке. В 13 закупках выявлены нарушения, составлены 19 протоколов по семи составам КоАП, суммы штрафов составили 325 тыс. рублей. К примеру, при оплате табачных изделий банковской картой, предприниматель выставлял сумму на пять рублей больше максимальной розничной цены пачки сигарет, он оштрафован на 50 тыс. рублей. Другой предприниматель продавал бывшие в употреблении восстановленные телефоны, выдавая их за новые, кроме того повысив на 2% стоимость товара при оплате банковской картой. Он оштрафован на 12 и 20 тыс. рублей по двум статьям КоАП».

Татьяна Пушкарева также рассказала, что на контроле – обязательная маркировка товаров и судебная защита прав потребителей.

Первый заместитель руководителя службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Наталья Дроздова рассказала о региональной программе по защите прав потребителей. Ее цель – совершенствование системы в целом. Программа объединяет все ведомства и общественные организации сферы. В 2021 году подготовлено более 700 информационных материалов для граждан, 100 методических материалов и брошюр. Проведено более 70 тематических мероприятий с учащимися и студентами по финансовой грамотности, более 40 мероприятий для руководителей предприятий и более 6 тыс. консультаций для потребителей оказано всеми органами, осуществляющими защиту прав потребителей. Действуют горячие линии, проводятся месячники, социологические опросы, осуществляется взаимодействие с органами местного самоуправления по разработке ими муниципальных программ по защите прав потребителей, благодарственными письмами награждаются журналисты, освещающие тему защиты прав потребителей и т.д. В этом году планируется провести конкурсы на лучшую муниципальную практику в сфере защиты прав потребителей и на лучшую идею в сфере социальной рекламы. В новых экономических условиях служба потребительского рынка и лицензирования делает акцент на развитие ярмарочной деятельности, чтобы обеспечить доступность продовольственных товаров для населения.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш рассказал, что складывающаяся в России экономическая ситуация влияет на потребительские возможности. Более 100 звонков поступает ежедневно на горячую линию о повышении стоимости цен на весь спектр потребительских товаров. Поступают письменные обращения от людей. Проводятся проверки обоснованности изменения цен, выявляются люди, злоупотребляющие положением. Полномочия УФАС распространяются на проверку фактов злоупотребления доминирующим положением, однако в сфере розничной торговли в Иркутской области доминанты не существует, либо на выявление признаков антиконкурентного соглашения – это довольно длительный процесс. Но расследования проводятся, сбор информации продолжается. Со стороны ФАС уже предпринят ряд кардинальных шагов, направленных на пресечение недобросовестного поведения со стороны производителей сахара, выданы предостережения. По этому продукту больше всего обращений. Во взаимодействии со службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области и розничными сетями решаются вопросы обеспечения этого товара в магазинах. Сейчас пристальное внимание обращено на Бодайбо, где наблюдается рост цен на весь спектр товаров розничной сети.

И.о. начальника отделения по защите прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в Иркутской области Антонина Пережогина рассказала об информационной и консультационной деятельности учреждения, взаимодействии со всеми профильными организациями, а также о работе с обращениями граждан. Большинство консультаций в 2021 году проведено по обращениям о возврате путевок, авиабилетов и билетов на культурные мероприятия. Возросло число обращений по ремонту бытовой техники, финансовым услугам, с осени 2021 году участились жалобы на юридические услуги. Неизменной темой обращений в последние пять лет являются жалобы на нарушение прав потребителей при продаже технически сложных товаров и мобильных телефонов. Они составляют треть от всех жалоб. Консультационный центр также помогает гражданам составлять исковые заявления и претензии.

Президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев рассказал о национальной системе защиты прав потребителей и о деятельности общественной организации, которая работает в регионе уже 29 лет. Приоритетом общественников является судебная защита граждан. В 2021 году подано и рассмотрено судами 28 исков. Это немного, в предыдущие годы их было до 100. Большинство исков решаются в пользу потребителей. В прошлом году, когда прекратила свою деятельность страховая компания «Колымская», в организацию пошел вал обращений. Подано шесть заявлений в суд, но они не были удовлетворены, поскольку компанию признали банкротом. Теперь дело будет рассматриваться арбитражным судом.