Муниципальные дороги в Иркутской области - в приоритете

Эксперты рассказали о сложностях при строительстве ливневок

Муниципальные дороги – в приоритете

Приангарье готовится к сезону дорожных работ. В этом году планируется отремонтировать порядка 300 км автомобильных дорог в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Состояние инфраструктуры дорожной сети в регионе обсудили эксперты за круглым столом в пресс-центре «Областной».

– «Безопасные качественные дороги» – это наш эталонный проект, – подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. – Но есть еще ряд направлений, по которым мы приводим дороги в нормативное состояние. Это субсидии муниципальным образованиям. Целевыми работами дорожники обеспечивают порядка 500 км дорог.

 

Видеозапись круглого стола смотрите по ссылке

 

Соблюсти баланс

По словам министра, дорожная инфраструктура Иркутской области очень изношена: в нормативном состоянии только 32% дорог – это 4 тыс. км полотна из 12 тыс. км региональных дорог. При этом порядка 17 тыс. км муниципальных дорог в Приангарье нуждаются в диагностике.

 

 

– Главные дороги – муниципальные, ведь ими ежедневно пользуются жители в населенных пунктах, – отметил Максим Лобанов. – При этом нам хотелось бы выполнять более капиталоемкие работы. В частности, в соответствии с 402 приказом минтранса РФ мы обязаны предусматривать локальные водосточные лотки. Но в этом году из запланированного количества ремонтируемых объектов конструкциями для отвода дождевой воды с проезжей части оборудуют меньше половины из них. С этой целью предусмотрены уклоны по рельефу дороги, позволяющие сокращать водонасыщение основания асфальта.

Он отметил, что в городах с водоотведением на дорогах ситуация гораздо сложнее. Например, в Иркутске для их обустройства необходимо проводить капитальные ремонты, потому что в городе ливневых стоков не было предусмотрено изначально. В Ангарске почти каждая дорога имеет лоток для водоотведения, либо локальные очистные сооружения (ЛОСы).

– Ситуация действительно требует особого внимания, поскольку мы ограничены финансированием, и наша задача соблюсти баланс, – подчеркнул министр.

 

Способы водоотведения

Юлия Гордина, директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», уточнила, что устройства дополнительных систем отвода воды с дорог предусмотрены при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции:

– При проведении ремонтов формируется поперечный уклон на проезжей части. Есть такая практика, когда мы убираем растительность с обочины и нарезаем кюветы. Это превентивные меры, которые позволяют отвести воду от основания автомобильной дороги.

По ее словам, на объектах, которые капитально ремонтируются или строятся вновь, применяются современные технологии водоотведения. Однако на некоторых дорогах в ходе ремонта невозможно дополнительно установить ливневую канализацию, ЛОСы, хотя это должно быть повсеместно.

– Есть требования к Центральной экологической зоне в особо охраняемых природных территориях, – объяснила Юлия Гордина. – На острове Ольхон установлены локальные очистные сооружения, которые необходимо вывозить за пределы Ольхонского района по требованиям особо охраняемой зоны. В других районах возможна установка дренажных систем испарительных бассейнов. Например, на объекте, который сейчас проектируется в Иркутском районе около Урика, предусмотрены такие сооружения, ведь каждый год эта территория попадает в зону подтопления. Серьезные работы ведутся практически в каждом муниципальном образовании. Мы совместно с министерством сейчас пересматриваем планы, чтобы равномерно распределить ресурсы дорожного фонда.

 

Ливневка децентрализована

Председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Роман Орноев отметил, что вся ливневая канализация в городе децентрализована. Сбор стоков осуществляется в несколько колодцев. Всего здесь не больше пяти локальных очистных сооружений (ЛОСов). Остальная вода уходит на рельеф или в канализацию.

 

 

По его словам, в этом году запланирована реконструкция десяти дорог. Самые крупные улицы, где предусмотрены системы водоотведения: Карпинского, Воровского, Волгоградская, Седова. Также будут продолжены работы на Верхней Набережной, Батарейной, Карбышева и Джамбула.

– Мы максимально стараемся проводить сбор воды с дорожного полотна и ее отвод, где это возможно, но все упирается в финансирование, – пояснил Роман Орноев. – Многие люди спрашивают: «Почему вы сделали новую дорогу, а ливневку не предусмотрели?». В качестве примера возьмем улицу Карла Либкнехта, где ливневку в границах улицы просто негде поставить. Там идут сети теплоснабжения, канализации, водоснабжения. Например, на улице Желябова ливневую канализацию также не смогли разместить во время последнего ремонта. Сейчас будем продумывать, как там собирать воду. В 130-м квартале ливневки и системы водоотведения не было заложено изначально. Вся вода по небольшим желобам сбрасывается на улицу 3-го Июля. Подмывание холма грунтовыми водами – это также вопросы к строителям квартала. Там необходимо проводить гидрологические исследования.

– Уровень грунтовых вод – системная проблема, – согласилась генеральный директор АО «МК «ИНДОР» Людмила Суслова. – Есть водные и сухие годы. 130-й квартал проектировался в очень сухие годы. Мы работаем по всей Иркутской области и видим везде резкий подъем грунтовых вод. Даже запроектированные ранее водоотводные системы не справляются с таким подъемом. И у нас никто не ведет по годам мониторинг подъемов воды. С такой же проблемой столкнулись и в Улан-Удэ. После резкого повышения экологических требований к ЛОСам, особенно для муниципальных дорог, важно проектировать и очистку воды.

 

В состоянии деградации

В целом специалисты сошлись во мнении, что решать проблему сточных вод необходимо комплексно.

– Например, в Москве организована компания «Мосводосток», которая занимается приемом сточных вод, – отметил управляющий компании «ТехДорСтрой» Алексей Парамонов. – Кроме того, рано или поздно мы с вами столкнемся с проблемой снегоплавления, ведь это гораздо более экологично, чем складывать его на полигон. Что касается 130-го квартала, куда мы выезжали в качестве экспертов, могу сказать, что там проблему не решить перекладкой лотков и ливневых стоков. Нужна глобальная система проектирования водоотведения, необходимо провести гидравлический расчет, настроить правильную ширину и глубину этих стоков, ведь изначально ливневая канализация там была устроена не очень грамотно.

Свое мнение по теме высказал председатель правления Ассоциации «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов. Он отметил, что вопросы водоотвода и очистки ливневых вод с 1990-х годов находятся в состоянии деградации:

– Дискуссии ведутся много лет. Мы предлагали делать упор на капремонт с учетом строительства ливневых канализаций, а капремонт дорожного полотна заменить на более дешевый ремонт большими картами. Но он не входит в нацпроект «БКД» и должен проводиться за счет регионального и муниципального бюджетов.

В заключение беседы Максим Лобанов обратил внимание, что градоначальники, принимающие решения и подписывающие документы, должны понимать, что важно учитывать Градостроительный кодекс и комплексно рассматривать прогнозное развитие всех сфер – энергетики, дорожной инфраструктуры, водоотведения.

Его поддержал Алексей Парамонов, предложив создать рабочую комиссию, которая сможет комплексно заниматься всеми вопросами водоотвода, использовав механизмы частно-государственного партнерства.