Названы самые распространенные и опасные болезни нерпы в Байкале

Нерпа, единственное млекопитающее в Байкале, страдает от заболеваний, которые вызваны паразитами. Об этом 1 марта 2022 года рассказал ведущий врач-паразитолог Иркутской межобластной ветеринарной лаборатории Юрий Кондратистов, сообщает «Областная».

По его словам, видовой состав возбудителей паразитарных заболеваний широк и многообразен. Но особо можно выделить два. Первый – это Parafilaroide,s krasheninnikovi, нематоды поражают легочные ткани животного. Инвазивность (то есть степень заражения) составляет 80%, на одном срезе лёгочной ткани обнаруживается 1-12 нематод. «Получается, что около 30% легочной ткани больной нерпы выключено из работы, – рассказал Юрий Контдратистов. – Клинический признак – животное длительное время не может находиться под водой».

Второе заболевание вызывает нематода Contracaecum osculatum baicalensis. Инвазивность исследуемого материала – 84%. Нематода, которая концентрируется в желудочно-кишечном тракте, оказывает высокое патогенное воздействие. При вскрытии трупов часто отмечали на слизистой желудка концентрацию нематод, которые приводят к глубоким язвам.

Кроме того, Юрий Кондратистов отметил, что большое значение в распространении заболеваний среди нерп имеют энтомозы, паразитические насекомые – вши. Сначала они пьют кровь больного животного, на лежках с больных нерп вши переходят на здоровые, те заражаются. Отмечено, что вспышки заболеваний связаны с увеличением численности нерпы, как раз вши оказывают на это влияние.

По словам паразитолога, когда в Бурятии в 2015 году был падеж нерпы, в лаборатории были исследованы 26 трупов животных, из них 80% были заражены. Изучение материалов с иркутских берегов Байкала показывают примерно те же результаты. При этом, как рассказал Юрий Кондратистов, легочных нематод находили еще в 80-ые, инвазивность была так же велика. В последние годы зафиксированы колебания по зараженности паразитами, но незначительная, динамика стабильная. «Но мы проводим исследования только при падеже нерп, больших планомерных исследований у нас не было», – подытожил паразитолог.