Многоквартирный дом в Иркутске уже несколько месяцев не обслуживают управляющие компании

Неприкаянные жильем

В рубрику «Народная почта» обратился врио председателя совета многоквартирного дома № 3 по улице Мамина-Сибиряка в иркутском микрорайоне Первомайский Анатолий Матвеев. Он сообщил, что их дом с прошлого года не обслуживает ни одна управляющая компания. Ситуация со сменой разных УК там длится с 2012 года. Разобраться в ней непросто.

 

Дом маленький, проблемы большие

Иркутск. Первомайский. Мамина-Сибиряка, 3. Мало чем отличающийся от соседних домов пятиэтажный многоквартирный дом. Правда, в нем всего два подъезда. По мнению нашего читателя, этот нюанс повлиял на запутанную историю отношений собственников жилья с несколькими управляющими компаниями.

– Раньше нас обслуживала УК «Западное управление жилищно-коммунальными системами». Ничего, как говорится, не предвещало. Вдруг как с неба глас какой: «Вы нам невыгодны, мы с вами разрываем отношения». Мы нерентабельны, мало собираем. Дом маленький, 30 квартир. Да, у нас были должники, но не все же, – Анатолий Алексеевич говорит с нами у подъезда своего дома. В руках у него кипа бумаг. Жалобы, обращения, протоколы собраний, решения судов и другие бюрократические свидетельства долгих жилищно-коммунальных разборок.

 

 

Тогда, в 2012 году, после обращения в прокуратуру обстановка поначалу стабилизировалась. Однако, по словам Анатолия Матвеева, летом 2013-го с жильцами встретились несколько представителей УК. Сказали, что дом в управлении оставят, но придется на несколько процентов поднять квартплату.

– Мы решили, что ладно, 5–10% накинут, хорошо. Глупость допустили, что это не прописали в письменном виде, – с досадой вспоминает мужчина. – А когда пришли первые платежки, оказалось, что они повысили квартплату почти на 100%. Мы подали в суд на противоправные действия компании. Судья написал как-то витиевато, юридически, что насчет тарифов мы правы, но они тоже имеют право обслуживать наш дом до конца года по тем повышенным тарифам, которые они нам назначили.

После неоднократных жалоб в прокуратуру, повторного обращения в суд дело выиграл МКД, как сказал Анатолий Матвеев, ему и некоторым жильцам вернули переплаченную разницу. Однако на этом дело не закончилось. Когда еще шел суд, на горизонте появилась другая УК – «Иркут». За короткое время она получила в управление десятки домов, включая этот. Жильцам такое не понравилось. По заверению Анатолия Матвеева, сделано это без их ведома.

 

 

– Должны были как-то по-людски собраться, объяснить, – продолжает рассказ врио председателя совета дома. – А там бы мы приняли решение. У меня есть письмо из полиции, где написано, что указанные в протоколе лица, которые якобы вели собрание и учет жильцов, в природе не существуют. Есть только один человек – женщина, которая живет в Шелехове и к нашему дому никакого отношения не имеет, никаких собраний она не проводила. А в 2015 году в «Западном» вспомнили про нас и начали опять борьбу, чтобы перевести нас к себе. Хотя мы, по их словам, «нерентабельны».

Споры вокруг этого дома шли бурные – с попытками одной из сторон срезать замок с подвала, с присутствием в протоколе очередного несуществующего собрания подписи «жильца», который на тот момент уже год как умер, и прочими чудесами. По признанию Анатолия Матвеева, после одного из вновь назначенных судов он попал в кардиологию на две недели. И тут появилась надежда в лице новой управляющей компании. На сей раз она именовалась «Технологии комфорта».

 

 

– Ее руководитель сказал: «Ребята, вы так ничего не добьетесь, надо делать так и так». Он нам помог, мы составили документы, подали в Жилнадзор, который нам отказал. Мы вновь подали документы в Арбитражный суд, суд нас поддержал. Согласно его решению мы от «Западной» отбились. За то, что он нам помог, мы перешли в «Технологии комфорта». Но за три года, что мы там были, практически ничего не сделано, – вздыхает Анатолий Алексеевич и для наглядности показывает сначала на вход в свой подъезд.

 

24 года без ремонта

Первым обращает на себя внимание водосток. Несколько лет назад рабочие перенаправили его прямо на территорию соседнего детского сада № 155. Эта конструкция учреждению, понятное дело, совсем не понравилась. Как и размещенная у самого забора детсада парковка автомобилей, с которой и Анатолий Алексеевич тоже безрезультатно повоевал.

Видно, что для «должностных лиц» он человек неудобный. Указывает на все недостатки. Вот грубо сваренные уголки старой железной опоры на столбе, удерживающем козырек подъезда. Вот уже в самом подъезде черные от копоти стены над батареями без отражателей, которые здесь, похоже, не меняли с 1980-х годов. Вот хаотичные пучки проводки и старые деревянные окна. В подвале картина не лучше. Мусор, водопроводы не изолированы, продухи жители кое-как забили сами, снова опасные с виду пучки электропроводки и заметная трещина на канализационной трубе.

 

 

– Ремонт в доме не проводился уже 24 года! Он рассыпается, начиная с крыши. В марте 2021 года компания «Технологии комфорта» обещала сделать ремонт в сентябре. Но в апреле руководитель УК прислал нам письмо, что у него заканчивается лицензия, наш дом они больше не обслуживают, надо искать другую компанию. К зиме нас готовить отказались. Мы пригласили представителей еще одной управляющей организации – УК «Иркутянка». В начале июля провели собрание, составили протокол, договор, чтобы к ней перейти. Отправили документы в Жилнадзор, там «Иркутянке» сказали, что есть проблемы в документах. Мы опять собрались 19 сентября 2021 года. Там присутствовали собственники помещений, составляющих 51,7% от общей полезной площади многоквартирного дома. Собрание, на наш взгляд, было правомочным, кворум состоялся. С учетом замечаний вновь составили документы, отвезли их. Но по сей день нас никто не обслуживает, такой вот злосчастный дом, – резюмирует Анатолий Матвеев.

Искать в который раз правды он пытался в мэрии, просил провести проверку состояния дома. В августе 2021 года за подписью заммэра, председателя комитета по управлению Свердловским округом администрации Иркутска Антона Медко пришел ответ.

Там сообщалось, что такая выездная проверка планировалась в рамках муниципального контроля, но представители «Технологии комфорта» в назначенную дату и время на проверяемый объект не явились, к общему имуществу доступ не предоставили. А закон проводить проверку в отсутствие должностных лиц или уполномоченных представителей юридического лица не позволяет.

 

 

Но при этом в письме было написано следующее: «На сайте ГИС ЖКХ 04.08.2021 размещена информация о том, что собственниками жилых помещений МКД с 20.07.2021 расторгнут договор управления с управляющей организацией ООО «Технологии комфорта» и с 01.08.2021 заключен договор управления № МС-3 с управляющей организацией ООО «Управляющая организация «Иркутянка». Ввиду того что в период проведения проверки деятельность ООО «Технологии комфорта» по управлению МКД прекращена, и с 01.08.2021 деятельность по управлению МКД осуществляет ООО «Управляющая организация «Иркутянка», провести внеплановую выездную проверку в отношении ООО «Технологии комфорта» по фактам, изложенным в вашем обращении не представилось возможным».

 

Ответ от Службы жилищного надзора

В кипе бумаг Анатолия Матвеева, действительно, есть письмо от гендиректора ООО «Технологии комфорта», в котором подтверждается, что с 16 июня 2021 года у компании истек срок лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, и собственникам жилья нужно выбрать новую УК.

Редакция газеты «Областная» сделала официальный запрос в Службу государственного Жилищного надзора Иркутской области. В частности, мы спрашивали, по какой причине собственникам жилья данного МКД с сентября 2021 года отказано перейти в управление УК «Иркутянка»?

Из ответа Службы следует, что УК «Иркутянка» 5 августа 2021 года направляла в ведомство заявление о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о МКД № 3, в отношении которого ООО «УК «Иркутянка» приступает к осуществлению деятельности по управлению на основании решения общего собрания собственников помещений МКД № 3. В первый раз она сама отозвала документы, поскольку пришлось проводить повторное собрание жильцов дома 19 сентября и вносить коррективы. После этого УК еще три (!) раза обращалась в Жилнадзор с аналогичным заявлением, и каждый раз получала мотивированные ответы Службы, где та указывала на нарушения в представленной документации, из-за которых вынуждена отказать заявителю.

В силу закона о персональных данных мы не можем в статье уточнять некоторые указанные ведомством нарушения, поскольку там речь идет о конкретных владельцах квартир в этом доме. Но общий смысл в том, что по оценке Службы некоторые из них не указали наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на данные помещения. Либо был указан договор приватизации, а он не является документом, подтверждающим право собственности. Следовательно, данные голоса собственников помещений Службой не учтены при подсчете кворума.

Также в ответе утверждается, что в голосовании участвовали несовершеннолетние. В итоге: «Решение общего собрания собственников помещений МКД № 3, оформленное протоколом от 19 сентября 2021 года № 2 по вопросу выбора в качестве управляющей организации ООО «УК «Иркутянка», является неправомочным (не имеет кворума), так как в голосовании приняли участие, предоставив свои надлежащим образом оформленные письменные решения, собственники помещений в МКД № 3, обладающие 726,34 голосами, что составляет 46,79 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД № 3».

После повторного обращения УК «Иркутянка» в Жилнадзор, этот процент «подрос» до 48,47% голосов, но до кворума, по оценке Службы, все равно не хватило. А нарушения опять нашлись, например, одна из доверенностей собственника жилья оказалась не заверена нотариально: «Таким образом, правовых оснований для осуществления ООО «УК «Иркутянка» деятельности по управлению МКД № 3 не имеется».

 

Вопросы остаются

Мы пытались выяснить, почему вопрос о передаче управления данным домом в ведение другой УК не решен в течение нескольких месяцев? В Жилнадзоре ответили, что сроки рассмотрения заявлений от УК «Иркутянка» ведомство соблюдало. Устранение нарушений, выявленных при рассмотрении заявлений о внесении в реестр лицензий Иркутской области, является обязанностью управляющей организации. А «систематическое не устранение управляющей организацией нарушений влечет принятие Службой решений об отказе во внесении изменений в реестр лицензий. Вместе с тем Службой оказывается консультативная помощь управляющим организациям в целях устранения правовой безграмотности».

Собственникам жилья Служба рекомендует провести очередное собрание по выбору управляющей организации. Почему УК – заявитель не сообщила об этом жильцам – непонятно. Как и то, что стало с платой за содержание и ремонт жилых помещений, которую вносили жильцы. Они боятся накопления больших долгов.

Между тем Служба государственного Жилищного надзора Иркутской области проинформировала, что ее специалист 10 февраля 2022 года осмотрел дом № 3 по ул. Мамина-Сибиряка и «установил факт ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества МКД». Уже спустя пару дней после его визита, в выходные, в подвале дома была очередная протечка, и устраняли ее жильцы своими силами. По информации Жилнадзора, по результатам проведенного осмотра подготовлено мотивированное представление о назначении внеплановой проверки в отношении… управляющей компании ООО «Технологии комфорта». Той самой, с которой, по информации, в том числе администрации города, еще летом прошлого года договор управления был расторгнут.

Вопросы остаются. Анатолий Матвеев намерен искать ответы на них в прокуратуре и других правоохранительных органах, чтобы те приняли меры и дали правовую оценку действиям либо бездействиям должностных лиц.