22.02.2022 10:04
Рубрики
Культура
Фото
Дмитрий СЛОБОДЧИКОВ
Фото:
Дмитрий СЛОБОДЧИКОВ
22.02.2022 10:04

Культурный код 38

Фильм о культуре в иркутской глубинке снял режиссер Дмитрий Слободчиков. В его объективе – библиотекари, руководители самодеятельных театров и студий, художники, писатели – люди, которые пришли в эту сферу по зову сердца. Рассказывая о них, автор исследует само понятие культуры, которая прочнее любого клея соединяет наше общество и поддерживает человека в самые трудные минуты. Фильм снят при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области.

 

– 25 лет я как журналист, а потом и как режиссер-оператор ездил по самым отдаленным уголкам нашей области и знаю, что первое место, куда стоит зайти в любой деревне, чтобы получить помощь, – это библиотека или сельский клуб, – рассказал Дмитрий Слободчиков. – Люди, которые там работают, всегда откликнутся. Я пользовался этим приемом всегда, но никогда не рассказывал о людях, сделавших мне столько добра. Это был мой секретный способ «заходить» в незнакомые населенные пункты. Когда в 2020 году директор Молчановки Лариса Сулейманова показала мне свою статью «Спроси библиотекаря», появилась идея снять фильм о специалистах, к которым приходят с любыми вопросами – библиотекарях отдаленных районов области. На съемках фильма «Спроси библиотекаря» я пообщался с десятками удивительных людей. Тема оказалась шире и глубже, захотелось поразмышлять о культуре и ее роли в жизни. Так родилась идея снять фильм «Культурный код» о людях, для которых культура и творчество – главная составляющая жизни. Я верю, что на таких людях все в мире и держится.

 

 

Дмитрий Слободчиков рассказал, что герои фильма появлялись как бы сами собой. На съемках в каком-то районе он узнавал о человеке, живущем в другом населенном пункте, и так далее. Интересно, что в кино показана не только работа домов культуры и ремесел, но и простых деревенских энтузиастов.

 

 

– В первом случае прекрасным открытием для меня стал городской Дом культуры в Нижнеудинске, – рассказал Дмитрий Слободчиков. – Я подъехал к зданию – красивому, восстановленному в подлиннике с лепниной и белыми колоннами, типовому Дому культуры 1960-х годов. Была осень, шли дожди, на дорогах страшная грязь. И вот я стою и наблюдаю: к дверям походит девочка и долго, очень тщательно вытирает башмаки, прежде чем переступить порог. Минуты две или три. Потом перескакивает порог и скрывается в здании. Я захожу следом и попадаю в другой мир. Из каждой двери доносится музыка, пение, театральные монологи, вокруг чистота, блеск паркета, золотая лепнина из 1960-х… Как будто все проблемы, беспокойства, суета жизни остались на том коврике, о который девочка так долго вытирала свои ботинки.

По словам Дмитрия Слободчикова, в небольших городах люди немного другие, понятие «свое» для них гораздо шире и объемнее, чем в мегаполисах. Поэтому автор руководствовался принципом – чем меньше деревня, тем интереснее герой.

 

 

– В поселке Облепиха Тайшетского района посчастливилось познакомиться с Валентиной Городинской. Она создала музей из дома родителей, восстановила всю обстановку своего детства – люльку, печь, на которой спали дети, сундук с рукодельными «сокровищами», – вспоминает Дмитрий Слободчиков. – Она это сделала для себя и для поселковых ребятишек. В поселке Чунский я снял сюжет об Александре Мазуренко, талантливом кузнеце-самоучке, который работает пожарным, а все свободное время проводит в кузнице, которую сам и построил. В Байкальске живет удивительный художник Юрий Алексеев, который пишет картины под водой, выкладывает невероятные панно из байкальских камней, выставляется в Европе, но… не мыслит себя где-то, кроме как в городе Байкальске, где 20 лет отработал на БЦБК. Вот такие герои фильма, и это только малая часть. Объединяет всех одно – неравнодушие, и в этом кроется ответ на все поставленные в фильме вопросы.

В фильме также можно увидеть кадры с прекрасными пейзажами Иркутской области, ведь многих героев на творчество вдохновляет именно природа родного края. Однако главная ценность фильма не в этом.

 

 

– Люди узнают о том, что происходит в глубинке, только в случае стихийных бедствий, всегда нужен информационный повод, чтобы оказаться в каком-нибудь отдаленном районе, – пояснил Дмитрий Слободчиков. – А в этом случае он мне был не нужен. Там, в районах, иногда сильно удивлялись – чего это вы к нам приехали, что случилось? Проверка? Где подвох? Но уже после нескольких минут разговора мы начинали понимать друг друга. А взаимопонимание между автором и его героем – самое главное в любом виде творчества. 

 

 

На вопрос, в чем заключается культурный код 38, каждый зритель может ответить по-своему, посмотрев фильм, который находится в сети интернет в открытом доступе. Автор же отвечает на этот вопрос так:

– Если вы попытаетесь найти определение культуры, вы столкнетесь с невероятным количеством интерпретаций, ни одна из которых не передает той сути, которую каждый знает с рождения. Для меня культурный код – это уровень неравнодушия. Неравнодушие – нематериальная потребность, которая и рождает культуру в самом широком понимании – от религии до творчества. Культурный код – это способность людей сохранять лучшее в своей душе, не размениваться на пустое и бессмысленное. Это та «генетика», которая передается от человека к человеку, которая дает способность интуитивно отделять хорошее от плохого.

 

Фото Дмитрия СЛОБОДЧИКОВА